«В новых фильмах про войну девушки в коротких юбках, а у энкавэдэшников ордена висят не на тех местах»

Источник: 

07 мая 2015, 12:57

Фото: 

online812.ru

В последние годы появилась мода на ремейки военных фильмов. Современные режиссеры переснимают все, что когда-то стало советской классикой.

Новые трактовки зачастую такие странные, что старшее поколение хватается за голову. У героических медсестер в фильмах видны трусы, а ордена и медали героев висят не там, где надо. О том, почему это происходит, рассуждает писатель, журналист и сценарист Андрей Константинов.

— Андрей, что вы думаете про фильмы о войне так называемой «новой волны»? Не так давно вот пересняли «А зори здесь тихие». Есть ли в ремейках правда жизни?
— Мне кажется, что дело не в исторической правде. И даже не в том, что, когда снимали старые фильмы, после войны прошло еще не так много времени и люди ее тоньше чувствовали. Вы не случайно упомянули картину «А зори здесь тихие», это удобный для сравнения пример. Режиссер фильма 1972 года Станислав Ростоцкий, а нового — Ренат Давлетьяров. Если посмотреть с точки зрения фронтовиков на то, что происходит в повести Васильева, это ведь тоже неправда. Ну не могла профессиональная немецкая диверсионная группа быть остановлена старшиной и пятью девушками! Немцы бы перебили их за полчаса.

Почему же тогда мы плачем и верим в происходящее на экране в картине Ростоцкого? Потому что это фильм не о войне, а о простых людях, зачастую практически не подготовленных, которые остановили бездушную машину нацизма. Она никогда не превосходила нас по самому важному показателю: человечности. Старшина видит немецких раненых, добитых своими же, и говорит: «Нелюди они!» И мы прощаем военные огрехи за высокую ноту художественного звучания.

А все критики, которые посмотрели новую версию картины в исполнении Давлетьярова, считают, что именно высокой ноты, человечности в фильме и нет. Вроде бы все так, но получается как-то гламурненько. Красивые девушки, много обнаженного тела, и все это отдает фальшивостью. У современных режиссеров и продюсеров одна задача: сделать картину более понятной и зрелищной для молодого поколения. А значит, надо идти на такие условности, что влечет за собой серьезное изменение атмосферы. Так, как показано в ремейке, не могли выглядеть и действовать люди той эпохи с точки зрения своей внутренней сути.

— А как вам современные фильмы про разведчиков?
— Сказки! Вот фильм «Семнадцать мгновений весны» тоже основан на сказке, но он стал культовым. Хотя настоящий рейх был не таким, авторы допустили немало фактических ошибок. Штирлиц по званию — штандартенфюрер. Это нечто среднее между полковником и генералом, то есть он должен был быть как минимум первым замом Шелленберга. А он, говоря нашим языком, «старший опер по особо важным делам». Там много и других ляпов: у немцев в армии не служили женщины, мы же видим на экране «эсесовку», мучающую ребенка. Но зато разведчик Исаев интересен, глубок... Поэтому ляпы не важны. Старые «сказки» мастерски рассказаны, и их условности нам понятны. А современные фильмы, как правило, не такие.

На экране появляется огромное количество гламурных «развесчиков» и «развесчиц», которые развешивают зрителям лапшу по ушам. Девушки почему-то на фронте в коротких юбках, то и дело они показывают попы и норовят голыми искупаться в речке. Кругом какие-то липовые энкавэдэшники и «шнайперды». У них даже ордена висят не на тех местах. Но поскольку тема Победы давно «в тренде» и на нее дают деньги, многие берутся за такие фильмы, не зная толком фактуры. Есть бюджет — мы его освоим! И обязательно там будут сестры Арнтгольц, вместе или порознь, они будут стрелять, бегать и смотреть с поволокой. Только это не берет за душу.

Да и актерский состав сегодня сильно измельчал. У людей того, старого поколения другие глаза — они многое пережили. Кого-то застала война, у кого-то родные попали под каток репрессий. А сейчас в кино — люди, узнающие жизнь по тусовкам, гламурным вечеринкам и рассказам, где дешевле кокаин. Сценаристы пишут, основываясь не на реальности жизни, а на своем книжном и киношном опыте. Получается, они изучают отблеск от настоящего события и производят отблеск отблеска.

— Неужели все так негативно?
— Есть, конечно, исключения. Мне, например, понравился сериал «Человек войны», еще вышел неплохой фильм «Диверсант» (в его первых частях, дальше уже пошла ахинея). Помните, был в СССР фильм «Тревожный месяц вересень». Не так давно сняли его ремейк «Время волков», на мой взгляд, удачный. Но в целом сейчас меньше того, над чем зрителю хотелось бы заплакать. Ведь в СССР коммерческая функция кино считалась не главной. Теперь же все нацелены на деньги. Но, когда думают о бестселлерстве, качество страдает.

У нас есть ряд продюсеров, допущенных к работе с главными каналами. Они получают заказы и знают: если выполнить работу в диапазоне от трех до пяти баллов, картину возьмут. Так зачем же им тянуться к пятерке, если можно удешевить процесс, выполнить фильм на троечку и все равно продать товар. При этом выгода возрастет, а вложения останутся средними. И самое страшное, что делец начинает командовать творцом. А в итоге получается «гамбургер», который зритель прожевал и вскоре забыл.

— Почему круг режиссеров нынешних военных картин не меняется? Мы читаем в титрах одни и те же фамилии...
— Потому что сложилось миленькое сообщество, не заинтересованное в здоровой конкуренции. Ведь, если появится кто-то, кто сделает лучше, в их адрес раздастся крик: «Король-то голый!» А вне конкуренции легко всех убеждать, что можно работать только так. И такие сообщества режиссеров, замкнутые на себе, похожи на конвейер, производящий пластиковые стаканчики. Да, стаканчики надежны и гигиеничны, но существует красивая фарфоровая посуда. Только она невыгодна в производстве. Большинство наших нынешних фильмов и сериалов — одноразовые стаканчики. Посмотрел — и выбросить не жалко.

— Продюсеры гонятся за прибылью, а почему так бездарно «творят» режиссеры?
— Мне кажется, что у тех, кто сейчас назначает себя главными творцами, сильно искажены понятия о добре и зле. Все превозносили сериал «Оттепель» Валерия Тодоровского. А ведь там есть показательный момент: главный герой не пошел на войну, потому что у него погиб брат, и, боясь потерять второго сына, отец героя «отмазал». А тот согласился, струсил. И получается, нам показывают историю про дезертира, человека, отказавшегося воевать и лечь вместе со всеми на поле боя. Мне неинтересно смотреть на подонка и следить за его душевными переживаниями! А у режиссеров постоянно возникают попытки дать в качестве героя человека с такой червоточинкой. Не знаю, почему, возможно, потому что такие же качества живут в них самих... Мне становится странно и противно, потому что такие люди, как герой «Оттепели», не могли победить в войне. Могли вот такие девчонки, как в картине «А зори здесь тихие».

— Получается, государство совсем не следит за качеством патриотической кинопродукции?
— А я не понимаю, почему государство, желающее получить качественное кино, раз за разом оказывает доверие одним и тем же режиссерам, чьи работы уже не получились. Никите Михалкову с его «Цитаделью», Федору Бондарчуку со «Сталинградом». Давайте посчитаем, во что обошелся банкет и каков эффект. Не вышло у них культового кино, и это нужно признать! С моей точки зрения, «Сталинград» — просто ужас, компьютерная игрушка. И говорить, что фильм успешен из-за бешеного количества просмотров в кинотеатрах, не стоит. В кинотеатрах нечего смотреть, люди ждут хоть какого-то события, поэтому и идут из любопытства. Заметьте, сколько зрителей потом плевались. Да, на «Сталинград» пришли ветераны. Но они рады хоть какому-то вниманию в свой адрес, они люди дисциплинированные, старой формации и не будут хаять кино просто из вежливости, потому что их бесплатно пригласили не премьеру. Создать «атомную бомбу» в искусстве, как и найти настоящую любовь, трудно. Но, если вы ищете настоящей любви, зачем же по публичным домам ходить...

Есть и еще один момент: люди часто не могут признаться, что вышедший новый фильм — дерьмо. Я расскажу одну историю: она про высшее должностное лицо государства. Не буду уточнять про какое. Так вот — вышел на экраны довольно раскрученный фильм. Мне он не понравился — фальшивка. Через неделю обедал с сыном одного из членов правительства, который знал о жизни в Кремле не понаслышке. Этот парень спросил, как мне премьера. «Что за провокационный вопрос ты задаешь, после того, как президент высоко оценил кино?» — засмеялся я. «Ему совсем не понравилось», — ответил мой знакомый. «Как это?! Я видел сам, по телевизору он фильм хвалил». — «Да нет, папа был с ним в зале, кино президента не впечатлило. Но он человек вежливый, ему неудобно критиковать, его пригласили». И я понял: пока мы живем в стране, где крикнуть «Король голый!» не может даже первое лицо, хорошее кино создать трудно. Любое лечение начинается с честного диагноза.

— Люди старшего поколения на фальшивку не поведутся. А чем плох новодел для молодых?
— Приведу пример. Недавно несколько фирм в стране стали производить мороженое по старым технологиям, без пальмового масла. Я принес его домой и дал детям. «Пробуйте настоящее крем-брюле, — радуюсь, — мороженое моего детства!» Они садятся, пробуют и кривятся. «Странный вкус, пап! Давай мы лучше то, химическое разноцветное купим!» Вот этим новое кино и опасно. После него все настоящее будет восприниматься как «странный вкус».                  

Наталья Черных
 

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ

В Костанае пропала 49-летняя Нуржамал Баймагамбетова

Женщина ушла из дома 20 марта и до сих пор не вернулась

Максим Тен из Костаная стал финалистом программы «Песни» на ТНТ

Парень весьма многогранен - поёт, танцует,сочиняет тексты песен

В честь Наурыза стражи порядка устроили концерт для детей-сирот в Костанае

Воспитанники интерната посмотрели выступления бойцов спецотряда быстрого реагирования

Наурыз в Костанае. Горожан восхитил самаркандский плов

Смешанное мясо баранины и говядины дают для плова вкусную основу

О погоде в Костанае и Рудном на пятницу, 22 марта

Синоптики прогнозируют южный ветер

Штормовое предупреждение на 26 марта объявлено в Костанайской области

Ожидается интенсивное таяние снега и подъем уровня воды на реках

О погоде в Костанае и Рудном на вторник, 26 марта

Синоптики прогнозируют западный ветер

О погоде в Костанае и Рудном на понедельник, 25 марта

Синоптики прогнозируют дождь

О погоде в Костанае и Рудном на воскресенье, 24 марта

Синоптики прогнозируют южный ветер

В Костанайской области развернули борьбу с брошенными многоэтажками

В Житикаре необычно замаскировали многоэтажки, разобранные в 90-е годы

Еще 25 пострадавших доставлены в городскую многопрофильную больницу №2, из них четыре в тяжелом состоянии

Теперь над главным входом красуется вывеска на двух языках

ДТП произошло 26 марта по улице Улы Дала на пересечении с проспектом Кабанбай батыра

Увиденное вызвало справедливое негодование главы региона

В полиции сообщили, что житель села Калбатау понесет наказание согласно административному кодексу РК

Редкие дискотеки, дисциплина и трусы по расписанию

Он приехал, хотел пообщаться с бывшей женой, но тёща не пустила его на порог

В основном фильмы запрещают по этическим и политическим причинам

Большая часть товаров, которая долго стоит на прилавках магазинов, подлежит возврату

Он заявил зоозащитникам, что пес «прожил свои года»

Попадание большого количества микроскопических животных в организм человека способно вызвать тяжелые последствия

В шести южных провинциях страны объявлена угроза цунами после двух землетрясений в Индийском океане

Есть одна вещь, которую далеко не все родители знают и не все стоматологи предлагают

Кожаные вещи ворвались в тренды и гардеробы большинства девушек ещё в прошлых сезонах

Есть имена, которые предсказывают счастливую жизнь, а есть такие, которые сулят длительное одиночество

Загрузка...