Что произойдет с тенге при второй волне коронавируса

В случае второй волны пандемии коронавирусной инфекции в мире Казахстан может столкнуться с новыми ограничениями. Казахстанские и международные эксперты поделились мнениями относительно курса тенге к доллару при таком развитии событий, передает Qostanay.TV со ссылкой на Tengrinews.kz.

За прошедшие сутки тенге укрепился по отношению к доллару. Средневзвешенная цена по итогам закрытой сессии на KASE составила 403,8 тенге за доллар против 405,13 тенге вчера, 15 июня. Официальный курс доллара во вторник, 16 июня, по данным Национального банка, составляет 405,08 тенге.

В обменниках Нур-Султана доллар продают по 405,5-405,7 тенге, покупают — по 404,5-404,7 тенге. Алматинские обменники продают валюту по 405,5-406,5 тенге за доллар.

«В то же время необходимо отметить, что ситуация с коронавирусом вновь выходит на первый план в Алматы — крупнейшем мегаполисе Казахстана. Главный санитарный врач города Жандарбек Бекшин заявил о новом ужесточении карантинных мер. В случае если Казахстан накроет новой мировой волной коронавируса, котировки тенге пойдут к 450-460 за доллар вне зависимости от динамики рынка нефти», — выразил мнение руководитель отдела анализа данных CEX.IO Broker Юрий Мазур.

С этим мнением не согласился экономист Олжас Тулеуов. По его словам, самыми важными и самыми определяющими курс тенге факторами являются нефть и динамика обменного курса стран — торговых партнеров, преимущественно России.

«Обменный курс тенге к доллару и другим валютам формируется, исходя в первую очередь из внешних факторов, потому что Казахстан нефтеэкспортирующая страна. Есть несколько механизмов воздействия условной второй волны коронавируса на курс тенге, потому что курс тенге меняется в зависимости от того, как меняются ожидания по экспортной выручке, по потокам экспорта. А они в основном завязаны на цену на нефть и объем выручки. Я не вижу никаких связей между ними и внутренним усилением эпидемии коронавируса в Казахстане», — пояснил эксперт.

По его словам, ужесточение карантинных мер может способствовать ухудшению экономической обстановки внутри страны, но это не связано с обменным курсом.

«Одним из важных внутренних факторов обменного курса являются девальвационные ожидания. Да, они могут разогнать курс до 450 тенге в целом. Но предполагать, что в условиях пандемии и, соответственно, карантина будут разгоняться девальвационные ожидания, я тут смысла не вижу. Мы видели, что весной во время чрезвычайного положения и жесткого карантина девальвационные ожидания как раз-таки снизились», — указал Тулеуов.

Такого же мнения придерживается аналитик нефтегазового рынка Сергей Смирнов, по его словам, влияние цены нефти на курс тенге хоть и не однозначное, но очевидное.

«Мы же видим, цена нефти с января упала в два раза где-то. Потом начали приниматься договоры ОПЕК+, цена на нефть поднялась, и цена тенге тоже стала меняться. У нас основной экспортный товар — это сырье: нефть, металлы. Безусловно, будем зависеть от них», — аргументировал Смирнов.

В настоящее время цена на нефть марки Brent сложилась на уровне 39,7 доллара за баррель.

Ранее председатель совета директоров «Фридом финанс» Тимур Турлов отметил, что многие небольшие месторождения при этой цене по-прежнему не могут получать прибыль. Но для крупных компаний это уже рабочая цена.

«Безусловно, их себестоимость добычи существенно ниже этих цифр. Поэтому, по крайней мере, уже для самых крупных месторождений, которые дают большую часть добычи и налоговых поступлений, наверное, все самое худшее позади», — считает Турлов.