Доходы падают, ипотека растет: в Казахстане надувается пузырь

Доходы падают, ипотека растет: в Казахстане надувается пузырь

Доходы падают, ипотека растет: в Казахстане надувается пузырь, пишет Qostanay.TV со ссылкой на Атамекен Бизнес.

Госстимулирование поддерживает спрос на недвижимость, а соответственно, провоцирует и рост цен. Удешевленные займы стали основным фактором роста цен на квадратные метры. За три года стоимость новостроя увеличилась на 21,5%, вторички – на 22,9%.

«У нас действительно есть дефицит квартир, потребность у людей есть, но они не могут приобрести жилье по рыночной ипотеке. Накопления из ЕНПФ могут использовать только 7% вкладчиков. Это так называемый налог на бедность. Для 93% вкладчиков квартиры стали еще более недоступными. Это палка о двух концах. Единственный способ сдержать второй конец палки, которая бьет по ценам, – стерилизовать льготы, но на это у нас никто не идет. То есть одной рукой государство дает льготные программы, насыщая рынок квадратными метрами. С другой стороны, ничего не было сделано для стерилизации льготной недвижимости», – отметил Андрей Чеботарев.

Если проводить аналогию с опытом зарубежных стран, то в Сингапуре, на который ориентируются в Казахстане, с целью удержания роста цен для получивших социальное жилье ввели запрет на продажу. Реализовать недвижимый актив можно по истечении семи лет и только таким же участникам системы льготного жилья. Продать такую квартиру на свободном коммерческом рынке в островном государстве можно через 99 лет. Однако, этими мерами в стране сбивают влияние льгот на стоимость недвижимости, привел пример эффективной стерилизации Андрей Чеботарев.

Директор компании «Улагат консалтинг групп» Марат Каирленов отмечает, что других вариантов для удержания экономики, кроме как поддержки стройотрасли, нет.

«Иностранные инвестиции снижаются, китайские инвестиции население воспринимает очень болезненно. Индустриализация не получилась. Как в таких условиях поддержать экономику? Строить инфраструктуру, дороги, жилье, где казахстанское содержание достаточно высокое. Значительная часть жилого фонда приходится на аулы, где уже де-факто многие не живут. Поэтому развивать строительство вполне логично», – считает Марат Каирленов.