Эксперт: «Рубль будет обесцениваться». Что ждёт тенге?

Геополитические решения с санкциями и контрсанкциями привели к тому, что стоимость российской валюты к американскому доллару 7 марта 2022 года превысила 150 рублей за один доллар, пишет ИнформБюро.

Сегодня ситуация несколько улучшилась. Как сообщается в обзоре Нацбанка РК по валютам отдельных развивающихся стран, за неделю с 8 по 15 апреля российский рубль ослаб по отношению к доллару на 3% (с 80,4 до 82,85) на фоне решения Центробанка РФ понизить ключевую ставку до 17% годовых, а также отмены 12-процентной комиссии за покупку долларов и евро.

Всё это неминуемо отражается на стоимости казахстанского тенге по отношению к рублю. Мы спросили у казахстанских экспертов, от чего зависит курс тенге, насколько сильно на него влияет самочувствие рубля и насколько оправданы проводимые Нацбаком интервенции, поддерживающие нацвалюту.

«Во-первых, курс валюты любой страны зависит от состояния экономики в целом, от макроэкономической ситуации, во-вторых, от того, насколько эффективно работает правительство. Тем не менее на это влияет и курс валюты основных торговых партнёров», – пояснил экономист Арман Байганов.

«Например, когда ослабевает евро, ослабевает и британский фунт, потому что у Великобритании и ЕС сильно переплетены экономики. Курс валюты всегда влияет на конкурентоспособность экономики. Слишком крепкая валюта невыгодна для экономики той же Великобритании, потому что её предприниматели не смогут выйти на рынок ЕС. Эти же моменты есть в Казахстане», – добавил эксперт.

Россия исторически является ключевым торговым партнером Казахстана.

На сделки с северным соседом традиционно приходилось более 20%, а то и четверть всего внешнего товарооборота республики.

По данным Бюро нацстатистики, в январе-феврале текущего года товарооборот Казахстана со странами ЕАЭС составил 3,771 млрд долларов. Это в номинальном выражении на 22,8% больше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. В общем объёме внешнеторгового оборота Казахстана со странами ЕАЭС наибольшую долю занимает Россия – 93,5%, далее следуют Кыргызстан – 3,3%, Беларусь – 3,1% и Армения – 0,1%.

«У нас единая граница. Слишком дешёвый рубль может заполонить все прилавки российским товаром. Соответственно, будет страдать наш бизнес. В первую очередь в сфере сельского хозяйства. Так как при высокой себестоимости он конкурировать не сможет. Сейчас курс сформировался на уровне 5,5–6, и любое изменение российского рубля напрямую отражается на нашей валюте. Если будет резкое ослабление российского рубля – это плохо для тенге, из-за этого пришлось девальвировать. В конечном итоге это провоцирует инфляцию», – считает экономист.

«Мы от рубля никуда не денемся, пока входим в ЕАЭС, но даже если бы мы из него вышли, рубль всё равно будет влиять на нашу экономику, потому что с Россией у нас протяжённая граница и исторически сложились тесные торговые отношения», – подчеркнул Арман Байганов.

Экономист Алмас Чукин считает, что стоимость тенге на рынке определяется в первую очередь отношением к доллару, так как он является главной валютой.

«У нас нет отдельного курса с рублём, отдельно – с долларом. На бирже можно один на другой менять, третий – на пятый. Отдельно они существовать не могут. Если вдруг решат, что нужно защищать наших производителей, нельзя, чтобы тенге усиливался. Любая волатильность на валютном рынке оказывает большое влияние на малый и средний бизнес. Если колебания курса начинаются не в их пользу, если тенге сильный – сразу появляется ситуация, когда импортировать из России выгоднее, чем наоборот», – считает Алмас Чукин.

Эксперт убеждён, что сейчас зависимость от колебаний российской валюты в Казахстане уже меньше.

«Торговля с Россией падает, и мы это ощущаем. Но что будет дальше – трудно сказать, потому что колебания возможны всякие. Сейчас, допустим, курс рубля повышается к доллару, но это делается искусственно, потому что у России поступления долларов от экспорта идут, а импорт у них весь встал. Фактически получился временный переизбыток доллара, поэтому они на днях отменили ограничения, разрешили физлицам обменивать рубли на доллары, но безналичным расчётом, через банк. Наличных у них нет, поскольку они под санкциями», – пояснил экономист.

Для снижения волатильности на торгах Казахстанской фондовой биржи и при резком изменении курса Национальный банк Казахстана проводит интервенции.

«Такое вмешательство Нацбанк проводит как для сдерживания роста курса доллара к тенге, так и в обратном случае, чтобы не допустить чрезмерного укрепления национальной валюты. Подобная волатильность имеет место как из-за внешних факторов, так и из-за небольшого количества участников рынка. Но в целом курс национальной валюты формируется рыночно исходя из спроса/предложения. Соответственно, и курс рубля к тенге считается исходя из курса доллара в Российской Федерации и курса доллара к тенге», – отметил президент Ассоциации обменных пунктов РК Арчин Галимбаев.

«Нацбанк стал более прозрачным, но он размещает информацию не каждый день, а по итогам месяца. Я пока не знаю, что они делали в апреле. В мае скажут, были ли у них какие-то интервенции, покупали или продавали ли они доллары – это надо посмотреть. Но по тому, что происходит на рынке, я думаю, они покупали валюту. Потому что сильные «качели», за один месяц курс тенге к доллару качается от 525 до 449, это многовато. Сильное укрепление тенге тоже ни к чему, но вроде всё устаканивается. Первый шок был сильный, все побежали покупать доллары», – пояснил Алмас Чукин.

«У нас свободно плавающий курс, но в любой стране есть право Нацбанка на проведение валютных интервенций, чтобы не было паники и чтобы национальная валюта не обвалилась. С марта на поддержание золотовалютных резервов и поддержание тенге Нацбанк направил 1,2 млрд долларов. Когда рубль обвалился на 50–60%, тенге при этом – на 20%. После девальвации рубль заново укрепился в России. И это облегчило ситуацию, тенге стал более стабильным», – отметил Арман Байганов.

Власти должны проводить внутреннюю политику и сохранять продовольственную безопасность, считает он.

«В идеале не должно быть ограничений и торговых барьеров, но это приходится делать для защиты рынка. Если бы мы не ограничили экспорт пшеницы, мы могли бы остаться без зерна, так как мировые цены в 1,5–2 раза выше, чем в Казахстане. Если бы не было ограничений, наши запасы могли бы исчезнуть, и нам пришлось бы покупать более дорогую импортную пшеницу из-за рубежа, и это повлияло бы на инфляцию», – подчеркнул экономист.

В марте Нацбанк провёл валютные интервенции на 990,5 млн долларов. Поддержку тенге также оказывали продажи из Национального фонда для трансфертов в бюджет в размере 891 млн долларов и продажи части валютной выручки субъектов квазигосударственного сектора в размере 233,4 млн долларов.

В итоге курс тенге в марте восстановил значительную часть снижения и за месяц укрепился на 5,7%, до 467,03 тенге за доллар. По состоянию на 20 апреля 2022 года курс доллара к тенге составил 443,57 тенге (для сравнения: официальный курс американской валюты на 19 апреля составлял 449,85 тенге).

По мнению казахстанских экспертов, о снижении влиянии российской экономики на казахстанскую пока говорить не приходится.

«Экономики Казахстана и России тесно связаны, поэтому на нас большое влияние оказывает курс доллара в привязке к рублю. Это объективный факт, и от этого никуда не деться. О снижении этого влияния в краткосрочный период пока говорить не приходится. Чтобы полностью исключить влияние рубля на экономику нашей страны, нужно полностью закрывать границы, прекратить взаимный товарооборот с Россией. Но прекращение экономических отношений с Российской Федерацией может вызвать негативные последствия для всей нашей республики», – считает президент Ассоциации обменных пунктов РК Арчин Галимбаев.

Что касается прогнозов на будущее, то по мнению Арчина Галимбаева, если в отношении России не будут введены дополнительные экономические санкции со стороны ЕС и США, то и у нас каких-либо глобальных изменений с курсом доллар/тенге быть не должно. Таким образом, курс будет находиться в коридоре 5–6 тенге за рубль.

«Я могу дать один прогноз – тенге будет укрепляться. Если сейчас соотношение в районе пяти, во время кризисных явлений до четырёх доходило, я думаю, в сторону четырёх и будет идти. Рубль будет обесцениваться в ближайшее время. В ближайшие один-три месяца, потому что экономика России идёт ко дну, соответственно, и валюта туда же», – сказал Алмас Чукин.

Арман Байганов из-за неоднозначной ситуации от прогнозов отказался.