По мнению эксперта, курс доллара может достичь 500-550 тенге

По мнению эксперта, курс доллара может достичь 500-550 тенге

Известный экономический обозреватель Денис Кривошеев прокомментировал перемены, которые сейчас происходят на валютном рынке. А также рассказал, чего Казахстану стоит ждать в будущем, пишет Qostanay.TV со ссылкой на NUR.KZ.

«Все, что происходит сейчас на рынке валют больше похоже на безумное чаепитие у мартовского кролика. Между событиями, влияющими на курс, вовсе нет никакой связи. Рубль и тенге растут в цене, не имея для этого никакой основы, кроме как политической воли и излишка предложения, сформированного правительством наших стран.

Рыночными аналитиками же трактуются как результат повышения цены на нефть. Не стоит отрицать, что в целом цены на углеводороды растут, периодически ставя новые локальные рекорды, но цена — результат тотального сговора производителей.

При незначительном росте котировок, идет существенное сокращение добычи, а значит реальных доходов бюджетов.

К примеру, ожидается, что экспорт российской нефти Urals к середине лета упадет на 40% на фоне ограничений ОПЕК. Говоря о рынке в целом, то сокращение поставок в мае–июне ожидается на 9,7 миллиона баррелей в сутки, что по году даст минус 10% от ранее добываемых объемов. И даже это больше влияет на ситуацию психологически.

Запасы нефти у стран-потребителей огромны. Например в США они растут уже третью неделю подряд и каждый раз бьют рекорды. За минувшую неделю плюс 1,4 млн баррелей, или на 0,3%, без учета стратегических резервов.

Потребление не восстановилось и еще долго будет ниже нормы, по оценкам экспертов в реальном выражении цифра может сложится от 1 до 2,5 триллионов долларов. Сократятся и инвестиции в нефтегазовый сектор, они упадут на 32% почти на 250 миллиардов долларов.

Несмотря на растущую стоимость углеводородов на рынках, доходы от ее продажи будут падать, а значит поступления валюты на рынок будет сокращаться, как впрочем и в бюджет, что никак не способствует поддержке национальной валюты.

При этом стремительно растет инфляция. Пока рано применять эпитет галопирующая, но если бы правительство ценой невероятных усилий не сдерживало бы рост тарифов и не контролировало некоторые важные сегменты, то двузначных цифр обесценения национальной валюты мы бы давно достигли.

Огромный вклад в сдерживание доллара дают и регуляторные методы. Власти по-прежнему премируют всех кто держит свои сбережения в тенге.

Дешевеющий под давлением протекционистской национальной стратегии доллар, вкупе с намерено завышенными процентами по вкладам в национальных валютах, хороший стимул, но если учитывать покупательскую способность тенге, которая ежедневно сокращается, то премиальность рынка не кажется уже безусловной, хотя для профессиональных игроков это Эльдорадо.

Влияет на курс и спрос. У населения сейчас его нет, потому что доходы сократились и откладывать все сложнее. Не формируют его и предприниматели. До 90% потребляемого в стране чистый импорт. Для обеспечения этих товаропотоков нужны существенные средства.

В 2016 году только из Китая завезли товаров на 6,6 миллиардов долларов, большая часть которая приходится на ТНП, а значит речь идет о наличных. И так по всем направлениям.

И рубль, и уж точно тенге пока не отражают реальное состояние экономики. Тут важно сделать акцент, что реального влияния на процессы локаут пока не оказал. Последствия коронопаузы еще даже не начались. Реально влияние пандемии и ответных мер организованными правительствами всех стран мира, можно ожидать к сентябрю месяцу.

По самым скромным подсчетам, замедление экономики будет на уровне 7-9 процентов относительно 2019 года, а значит падение можно оценить от 10 до 15 процентов. К концу лета станет очевидно не только катастрофическое сокращение потребления нефти и газа, но и тотальное сокращение потребления во всех отраслях, включая сельское хозяйство.

Торговля, туризм, транспорт, строительство, спорт, отказ от программы форсированного роста экономик со стороны государств.

Таким образом можно предположить стоимость наших национальных валют при реализации негативных сценариев. Рубль — 80-85. Тенге за рубль – 6,5-7. Курс доллара 500 – 550. И это, если сценарий кризиса будет умеренным.

Но мы видим оценки экономистов всего мира и они подтверждают самые худшие прогнозы сделанные в феврале. Меры предпринятые правительствами поставили мировую экономику на грань катастрофы, сопоставимой с мировой войной. Показатели хуже, чем после великой депрессии или второй мировой войны.

Таким образом, нам нужно перестать разыгрывать хороший спектакль, а начать подготовку к самому негативному сценарию. Тотальной безработице. Дефолтам частных домохозяйств. Банкротству до 90 процентов частных предприятий. Сокращению внутреннего потребления вполовину. Существенного роста криминогенной обстановки. Есть методы смягчить удар, но избежать его невозможно», — пишет он.