Почему ситуация с ценами на сахар не изменится в ближайшие годы

В Казахстане беспрецедентный рост цен на сахар. Причина? «Дефицит», – говорят продавцы. «Ценовой сговор», – утверждают чиновники.

Informburo.kz решил разобрать факты во всей той информации, которая обрушилась на казахстанцев, когда из магазинов пропал сахар, перекупщики стали продавать втридорога, а полицейские – дежурить в магазинах.

Дефицит сахара – тема популярная

О том, что Казахстан ждёт дефицит сахара либо безудержный рост цен, говорят и пишут регулярно. Казалось бы, не привыкать. Но теперь дошло до того, что полиция устанавливает посты возле прилавков с дешёвым сахаром, потому что и дефицит, и рост цен случились одномоментно.

Между тем сахарная проблема резко обозначилась ещё в 2009 году, когда на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже резко подорожал сахар-сырец. Среднеарифметическая цена подскочила больше, чем в два раза – до 492,66 долларов за тонну (для сравнения: в 2003 году средний уровень импортной контрактной цены составлял 207,7 долларов за тонну; в ноябре 2020-го среднемесячная цена за тонну сахара-сырца составила 329,12 доллара, в январе текущего года – 407). Тогда рост цен на сахар всех взбудоражил, и страны ЕАЭС твёрдо решили поднимать производство сахарной свёклы, чтобы снизить зависимость от иностранных поставщиков.

Казахстан, по решению Комиссии Таможенного союза №130, на десять лет был освобождён от таможенных пошлин на сахар-сырец (с 2010 до 2019 года). За это время страна должна была поднять своё свекловодство.

Однако результат оказался прямо противоположным и удручающим.

«Активно пользуясь льготным режимом на сахар-сырец, Казахстан практически загубил отечественное свекловодство», – говорилось в докладе «Анализ ситуации на рынке сахара государств – членов Евразийского экономического союза за 2010-2014 годы».

За пять лет (2010-2014 гг.) объёмы производства свекловичного сахара снизились. Площади посевов сахарной свёклы в Казахстане сократились в 9,3 раза (с 11,2 тысячи га в 2010 году до 1,2 тысячи га в 2014-м), производство свекловичного сахара уменьшилось в четыре раза (с 21,1 до 5,2 тысячи тонн в 2014 году).

Из 18 сахарных заводов в 2014 году в Казахстане работали только шесть. Модернизацию прошли два. При этом фермерам, чтобы развить производства сахарной свёклы, оказывалась серьёзная господдержка.

Вкратце фактаж событий далее выглядит так:

С 2015-го ситуация стала меняться, правда с переменным успехом. Казахстан как увеличивал, так и сокращал свекловичное производство. По отчётам холдинга «КазАгро», если в 2014 году фермеры засевали только 1,2 тысячи га сахарной свёклой, то уже в 2016-м свёклой стали засевать в 11 раз больше – 12,9 тысячи га. В 2019 году посевная площадь составляла 15 тысяч га.

Согласно данным статистики, Казахстан в 2019 году обеспечивал себя сахаром на 66,4%. Но на самом деле – примерно на 5%.

Из 500 тысяч тонн сахара, потребляемого казахстанцами в год, из сахарной свёклы производилось лишь 15 тысяч. Остальное – импорт. Комитет по статистике посчитал собственным производством сахар, сделанный из импортного тростникового сахара-сырца. Поэтому, когда 27 июля 2019-го отменили беспошлинный ввоз сахара-сырца, казахстанские производители напитков и сладкого оказались в очень трудной ситуации – ввозная пошлина на сахар с нуля подскочила до 340 долларов за тонну.

Беспошлинную льготу на импорт сахара Казахстану продлили до конца 2019 года. Этого времени хватило, чтобы в Минсельхозе придумали план, как увеличить валовый сбор сахарной свёклы с 523 тысяч тонн в 2018 году до 627 тысяч тонн в 2019-м. По этому плану в текущем 2022 году Казахстан должен собрать 1,2 млн тонн свёклы.

В коронавирусный 2020-й год в Алматинской области запустили проект по льготному кредитованию свекловодов. На эти цели из местного бюджета выделили миллиард тенге. Ставка вознаграждения займа составляла 0,1%. В декабре 2020 года пошлина на импорт сахара-сырца в Таможенный союз понизилась до 240 долларов за тонну.

В августе 2021 года цена на сахар стала расти. Чиновники это объясняли «низкой урожайностью сахарной свёклы и серьёзным повышением цен на сахарный тростник». Решено было до октября установить квоту на 134,4 тысячи тонн на льготный ввоз сахарного тростника и готового сахара. В ноябре аналитики констатировали, что за 2021 год сахар подскочил в цене на треть.

18 января 2022 года Евразийская экономическая комиссия установила квоты на льготный импорт белого сахара и сахара-сырца с декабря 2021-го по август 2022 года в страны ЕАЭС в объёме 780 тысяч тонн, что на 43% больше, чем в 2021 году.

Ценовой сговор или цену диктует рынок

После новости о том, что Россия запретила вывоз сахара, в Казахстане начался ажиотаж. Сахар из магазинов пропал, а цены на оставшийся существенно выросли. Торговые сети ограничили розничную продажу – где-то продавали не более пяти килограммов в одни руки, где-то – только один. В магазинах, где сахар продают по заоблачной цене, торговцы утверждали, что сахар привезён из Пакистана, Индии, Кении, Бразилии, Сингапура – в общем издалека, и потому такой дорогой.

В Казнете публикаций на тему, что сахар может подорожать выше тысячи тенге, появилось так же много, как и заверений Минсельхоза и правительства, что всё под контролем – дефицита нет, просто «отдельные лица, воспользовавшись ажиотажем, зарабатывают экстра-маржу». На этом фоне Минсельхоз вводит запрет на экспорт сахара, а казахстанцы становятся свидетелями «выездных проверок», когда проверяющие запрещают торговцам продавать сахар дорого.

Премьер-министр Алихан Смаилов на совещании 25 июня сообщил, что «общий запас сахара по республике составляет 101,4 тысячи тонн при внутреннем потреблении в июне 59 тысяч тонн», то есть, по его словам, рынок обеспечен на 171,4%.

Источники, знакомые с ситуацией, считают, что никакого ценового сговора нет – в стране самый настоящий дефицит.

В Казахстане было объявлено несколько «сахарных программ». К сожалению, ни одна из них не пошла дальше помпезной декларации. Сахарные заводы в Алматинской области – Бурундайский, Алакольский и Карабулакский – давно не работают.

По большому счёту, стране хватило бы и мощностей Таразского и Меркенского заводов. При условии, если они будут загружены на полную мощность. Сейчас заводы из-за отсутствия сырья работают не на полную мощность. Те 116 вагонов с тростниковым сахаром-сырцом, о которых сообщал Минсельхоз, ситуацию не спасут.

К тому же сахар-сырец закупается в Бразилии. Следовательно, на его стоимость влияют биржевые котировки и курсы валют. То есть каждый раз возникает угроза, что цена резко рванёт вверх. Как это было в 2009-м, и история с дефицитом и ростом цен повторится. А выращивать свёклу фермеры не очень хотят, несмотря на обилие госпрограмм. Это должно о чём-то говорить правительству и профильному министерству, считают эксперты.

На рынке сахара «медвежье» настроение

Между тем на данный момент мировой рынок сахара оценивается позитивно. Ожидается стабильная ценовая ситуация и достаточно высокие прогнозы по объёму производства сахара в мире.

Аналитики компании StoneX заявляли, что профицит в сезоне-2022/2023 будет 4,1 млн тонн. С учётом роста производства сахара в Азии на 5% при гораздо менее значимом увеличении спроса – на уровне 1,1%.

По логике казахстанцам надо продержаться до конца лета, а там новый урожай, новые поставки.