Россияне едут с наличкой: как Казахстану не утонуть в рублях?
Казахстан вновь накрыл большой приток рублевой наличности. Что неудивительно: после объявления мобилизации к нам поехали граждане РФ преимущественно с наличными деньгами. Карты российских банков не работают практически нигде, кроме самой России, поэтому люди обналичивают деньги по максимуму, въезжая в нашу страну уже с большим объемом кэша, пишет Tengrinews.kz.
Приток рублевой наличности за последние недели в нашей стране увеличился в разы. Что ощущается мгновенно даже рядовыми обывателями. К примеру, в северных регионах уже стали оплачивать рублями поездки в такси и покупки в магазинах.
Основной приток рублей, конечно, остается в обменных пунктах и банках. Через комиссии и курсы финансовые институты регулируют свой объем наличных рублей. Пока, если опираться на предоставленные самими банками данные, избыток рублей существенного давления не оказывает. Гораздо сложнее ситуация складывалась весной, когда в стране действовал запрет на вывоз наличной иностранной валюты и денежных инструментов в иностранной валюте в сумме больше 10 тысяч долларов (в эквиваленте). Позднее было дано разрешение на вывоз наличности, но в пределах объема, накопленного в кассах на 1 июля (по времени на 23:59), и в срок до 31 августа.
Избыточный объем рублевой наличности банкам удалось вывезти, однако сейчас нельзя исключать риск повторного накопления избытков рубля.
Рост стоимости рубля, который мы все наблюдаем, вполне объясним: основной экспорт из РФ не прекратился, тогда как импорт сократился весьма резко. При этом и российские экспортеры достаточно быстро переводят валютную выручку в свою национальную валюту. Поэтому можно говорить, что курс рубля сегодня соответствует текущей политико-экономической ситуации.
Безусловно, высокий курс сегодня выгоден крупным российским предпринимателям, которые готовы выкупать производственные мощности за пределами России. Приезжающим в нашу страну россиянам — тоже, поскольку они меняют (если меняют) свою наличность по более выгодному для них курсу. Во многом нынешняя ситуация напоминает 2015 год, когда рубль резко подешевел и многие казахстанцы поехали за покупками в Россию. Только сейчас все наоборот — россияне едут к нам.
Казахстану, как ни странно, тоже в определенных случаях выгоден высокий курс рубля. В первую очередь речь об экспортерах, которые производят продукцию здесь, а продают преимущественно в Россию. Таких предприятий в Казахстане около 500. Но ситуацию осложняет то, что сырье такие предприятия в основном берут в той же России или других странах, то есть за валюту.
Именно поэтому необходимо развивать в Казахстане производство из отечественного сырья, отечественную продукцию, которая пойдет на экспорт. Чем больше будет таких производств, тем меньше Казахстан будет зависим от других стран и колебаний цен на валюту.
Запретить покупку/продажу рубля в Казахстане невозможно. Как и отказаться от экономического сотрудничества с Россией.
Наша экономика взаимосвязана с российской, и Россия является стратегическим торговым партнером Казахстана. И в конце концов самую протяженную в мире сухопутную границу мы тоже никуда убрать не можем. Сейчас, с увеличением курса рубля, Казахстан стал меньше закупать товаров из России в абсолютных номенклатурных единицах, хотя в денежном выражении импорт из России увеличился. Как результат, это приводит к повышенной инфляции в Казахстане.
Впрочем, не стоит думать, что эта ситуация продлится очень долго. Полагаю, что в течение года курс рубля снизится до привычных 6 тенге, то есть подешевеет по отношению ко всем мировым валютам. Так как дорогой рубль России тоже невыгоден, поскольку при дорогом рубле снижаются доходы экспортеров, а это, в свою очередь, приводит к снижению поступления налогов от экспортеров.
Впрочем, выводы из сложившейся ситуации сделать уже можно. И один из ключевых — необходимо развивать в Казахстане производство из отечественного сырья, отечественную продукцию, которая будет экспортоориентированной. Чем больше будет таких производств, тем меньше Казахстан будет зависим от других стран, подвержен внешним шокам и колебаниям курса национальной валюты.
Экономист Максим Барышев