Торговые сети наживаются на людях, прикрываясь «падением рубля»

Российские магазины выставляют наценки на товары без привязки к «падению рубля», пишет РЕН ТВ.

На фоне валютной переоценки в некоторых российских магазинах с ценами творится настоящая черная магия. Один и тот же товар может стоить в разных торговых точках в два и даже в три раза дороже.

В распоряжении РЕН ТВ оказались документы, которые подтверждают, что падение рубля тут ни при чем.

«220 процентов наценки – безумие»

Правило покупателя «чем больше магазин, тем дешевле там товары» больше не работает. В огромном гипермаркете шампунь может оказаться дороже, чем в магазине шаговой доступности. И есть примеры. Американский шампунь против перхоти стоит в небольшом супермаркете 399 рублей. А в огромном торговом центре такой же обойдется в 699 рублей.

«У нас монополистическое устройство рынка – на рынке доминируют компании, которые имеют возможность диктовать рынку свои условия, не воспринимать с рынка равновесные цены, а навязывать свои», – говорит финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев.

В распоряжении нашего канала оказались документы с ценами, по которым одна из крупных торговых сетей покупает товары у поставщиков. На обычных сушках наваривают 120 процентов. На стиральном порошке – почти 140. А на шоколадках – 229: магазин покупает одну плитку за 27 рублей с копейками, а продает почти за 90. Только бизнес, ничего личного.

«220 процентов наценки – это что-то безумное. И если говорить о том, что в магазинах есть верхушка айсберга, а есть оптовик, склад, производитель, то я гарантирую, что расходы производителей меньше. В цепочке конкуренции за прибыль магазин при наценке 220–250 процентов злоупотребляет своим положением», – объясняет доктор экономических наук Леонид Холод.

ФАС и производители сахара

Но производители тоже не остаются в стороне. Антимонопольщики возбудили дело против крупнейшего в России поставщика сахара. По версии службы, компания вмешивалась в работу торговых сетей, чтобы взвинтить цены.

«Ведомство выявило признаки нарушения антимонопольного законодательства, проанализировав сведения, полученные в ходе внеплановых антикартельных проверок. В случае вины компании грозит административный штраф», – заявила начальник Управления общественных связей ФАС России Жанна Караганова.

И это в условиях повышенного спроса. Впрочем, в самой компании влияние на рынок отрицают.

«Мы – крупнейший производитель, но наша доля на рынке меньше 20 процентов. Как поставщик может координировать действия сетей, я слабо себе представляю даже технически», – добавляет директор компании – производителя сахара Виктор Алексахин.

Рейды прокуратуры

За динамикой цен в торговых сетях следит не только Антимонопольная служба, но и прокуратура. Рейды проводят по всей стране. Мы отправились в один их них в подмосковном Красногорске. Сахар уже закончился: помощник прокурора идет проверять склад.

– Сахар где?
– Да нету сахара, забрали последний.
– Как же так-то?
– Привозят каждый день.

Еще нужно сделать копии документов с закупочными ценами на основные товары – это крупы, сахар, мука и масло.

«Выявили небольшое завышение цен на муку, на гречку, гречневую крупу, запросим первичные документы от поставщиков, запросим документацию – обоснование от магазина с целью установления правомерности цен», – говорит старший помощник Красногорского городского прокурора Екатерина Сизикова.

В Челябинской области надзорным органам помогают общественники. Во время пандемии они набрались опыта, который сейчас пригодился. Проверяют не только наличие и цены, но и срок годности.

Продукты на складах есть, успокаивают ритейлеры. Просто товар разбирают еще в утренние часы. Чтобы хватило всем, крупные торговые сети ввели ограничения. Скажем, килограмм сахара в одни руки. Либо еще одна схема: чем больше упаковок берешь, тем дороже выходит каждая из них.