В 850 млн тенге оценили сдерживание цен в Костанайской области

Для стабилизации цен на продукты СПК «Тобол» запрашивает 850 миллионов тенге. Этих средств нашей области должно хватить на год, пишет Qostanay.TV со ссылкой на Костанайские новости.

Официально

Подсчетом поделилась ру­ководитель департамента АО «СПК «Тобол» по работе со стабфондом Мадина Махму­това. Часть из средств нужна для закупа социально значимой продукции, другая – для реали­зации оборотной схемы.

К слову, с 2018 по 2021 годы на реализацию механизма це­нообразования социально зна­чимых продовольственных то­варов было выделено 4,8 млрд тенге. Из них на работу стаб­фонда – 2,8 млрд тенге, на обо­ротную схему – почти 2 млрд (это превышает уровень 2020 года в 10 раз).

Запасы

На данный момент в стаб­фонде сформированы запасы по 14-и наименованиям продто­варов в объеме более 8 тысяч тонн. По 12-и наименованиям продукции проводятся товар­ные интервенции. В социально значимом списке имеется еще 5 наименований, не включенных в данный процесс.

– Это касается социального хлеба: мы выдаем только муку, а хлеб отпускают уже пекарни. Не включена и соль. Однако, нет не­обходимости ее закупать, она всегда в достатке, рост цены бы­вает весьма незначительный. А молоко, кефир и творог – мы не можем эту продукцию хранить, поэтому не закупаем, – поясня­ет Махмутова.

В оборот

Оборотная схема – тоже ин­струмент по сдерживанию цен. СПК «Тобол» выдает займы не только производителям, но и торговым сетям. Такая схема позволяет им выстраивать сред­несрочную и долгосрочную программы балансировки цен. Таким образом, стоимость со­циально значимых продоволь­ственных товаров фиксируется на момент заключения догово­ра. Это позволяет избегать зна­чительных сезонных ценовых колебаний.

Другими словами, это опре­деленная ценовая гарантия для потребителя. Так супермарке­ты, вовлеченные в оборотную схему, обязаны продавать това­ры с более низкой наценкой.

– Сравните: банк второго уровня по линии «Даму» се­годня кредитует бизнес под 6%. Однако, мы даем деньги под 0,1%. Взял бизнесмен 200 млн тенге, а воз­вращает 200,2 млн. Всего 200 тысяч за то, что он в течение года пользуется нашими сред­ствами! Это, скорее, рассрочка, чем кредит, – объясняет Мади­на Махмутова.

Предпринимателям схема весьма интересна. Но есть одно значимое НО – для участия в схеме требуется залоговое иму­щество. У заемщиков оно есть, но его как бы нет…

– Проблема в том, что весь бизнес закредитован. У пред­принимателей уже заложено все, что можно. Это касается и городских, и торговых район­ных сетей. На данный момент в оборотной схеме участвует только супермаркет «Раузет». К сожалению, другие участвовать в оборот­ной схеме пока не могут…

Марина КОСТРОВА