Мастерица делает уникальные вещи из кожи в Костанае
Жительница Костаная Надежда Сибирякова водит дружбу с… кожей. Плоды этих отношений – невероятные изделия ручной работы, пишет Qostanay.TV со ссылкой на Костанайские новости.
У Надежды нет отдельной комнаты для мастерской. Любимым делом она занимается, так сказать, везде. В зале – короб с кожей разной выделки и толщины. Заказывает в российских интернет-магазинах, в Шымкенте. Вот эта, василькового цвета кожа с красной бахтармой (нижняя поверхность), казахстанского производства.
– Мы привыкли к сумкам из кожи, которые на самом деле являются дешевым кожаным подкладом, – объясняет Надежда. – Настоящая кожа другая. Более ноская. А вот спилок – нежный, бархатистый. Несведущий человек решит, что это велюр или замша.
О коже она знает все и может многое рассказать о ее особенностях, хотя открыла для себя этот материал лишь прошлым летом. В детстве Надя любила вязать, рисовать, окончила художественную школу, но профессию выбрала не творческую – тридцать лет работала на госслужбе. В декабре 2021 года вышла на пенсию по выслуге лет. И занялась творчеством.
Поет в хоре «Костанайские зори». Увлеклась бумажной лозой. Взялась вязать сумки с кожаными элементами, и кожа начала «проситься» в отдельные изделия. Чего только Надежда не делает сегодня: сумки, кошельки, брелоки, браслеты, футляры, украшения… Училась сама по свободным в доступе мастер-классам. И сегодня сама уже может их давать.
Ба-бах!
На кухне у Надежды ящик с инструментами для кожи, коробки с фурнитурой. Берет мраморную доску, кладет на нее кусок кожи. Сейчас я увижу, как на ней сделать тиснение. Кстати, не всякая кожа подходит для этих целей. С хромовым дублением вообще не держит тиснение, нужна с растительным или, как ее называет Надежда, «растишка».
Чем отрез толще, тем богаче и объемнее получится рисунок. Если требуется, он сначала переводится на кожу. Потом ее нужно намочить. Затем Надежда вооружается молотком и всякими штампиками.
– Хотите попробовать? – спрашивает.
Я беру штампик, похожий на гвоздь, и тяжеленький по весу молоток, бью – ура. Получился узор.
– Вы все рисунки выстукиваете молоточком?
– Да, поэтому нет маникюра, – улыбается Надежда. – Иногда промахиваюсь. Это физическая работа. Чтобы сделать небольшой рисунок, нужно постучать так часика два. Чтобы подчеркнуть острые торчащие уголочки, добавить объем, я делаю бах и утягиваю. А еще есть специальный разглаживающий стек.
Надежда рисует лезвием контур листика, постучала, часть кожи сняла – и вот листик готов, ожил.
Ручками, ручками
Швейными машинками Надежда не пользуется. Сшивает детали вручную. Прежде чем сделать строчку, нужно пробить дырочки для шва. Ошибешься – исправить не получится. А потом срезы швов нужно отполировать специальным приспособлением. Это самая долгая процедура в кожевенном мастерстве.
А еще кожу можно выжигать, обрабатывать различными химическими средствами. На ней можно рисовать: в умелых руках очень податлива. Была бы фантазия, кожа все стерпит.
– Мне все интересно! Столько идей и проектов – рук не хватает, – говорит Надежда. – Идеи записываю. И испытываю творческий экстаз, когда задумки воплощаю в жизнь.
Людмила КРУГЛОВА, фото Сергея МИРОНОВА