Граффити в Казахстане: Вандализм или искусство?

Граффити в Казахстане: Вандализм или искусство?
Фото: newtimes.kz

Новое направление в современном изобразительном искусстве — граффити активно набирает популярность в столице Казахстана. Начинающий журналист Султан Темирхан прогулялся по городу и нашел несколько работ уличных художников. С одним из них он записал небольшое интервью для ИА «NewTimes.kz» о том, в чем смысл граффити-движения.

Исторический экскурс

Встречали ли вы когда-нибудь странные надписи на стенах своего города? Некоторые из них по качеству напоминают рисунок младшеклассника, а кое-какие даже приятны глазу.

Граффити, как явление, зародилось в США в 60-70 годах прошлого столетия. Его суть заключалась в том, что члены преступных банд помечали районы, на которые распространялось их влияние. Если говорить просто, то граффити в своем изначальном понимании создавались лишь для тиражирования своего имени, псевдонима или названия команды, как бы говоря: «всем привет, меня зовут так-то, я здесь был».

Однако позже ребятам наскучила простота, и они постепенно начали усложнять свои работы. Шрифты становились все более сложными, появились тени, композиция и даже персонажи.

Самым известным представителем уличного искусства является Бэнкси (уличный художник, режиссер и политический активист из Англии — прим. автора). О нем знают даже те, кто не связан с граффити-культурой от слова «совсем». На его выставки ходят Анджелина Джоли с Брэдом Питтом, а работы продаются за миллионы долларов.

В Казахстане граффити тоже популярно. В Алматы, к примеру, на стенах каждого второго дома можно найти какую-нибудь надпись, а в Нур-Султане есть крупные магазины, которые специализируются исключительно на товарах для граффити.
Ниже несколько работ столичных художников, которые я наснимал меньше, чем за неделю.

Иногда, вместо того чтобы расписываться на поверхности, граффити клеит стикер со своим именем. Этот я нашел в одном из автобусов.

Я нашел Instagram-cтраницы нескольких уличных художников, и лишь один из них согласился дать анонимное интервью.

Зовут его Noir.

О себе он ничего не рассказал, зато поделился своим видением и историей.

— Как ты пришел в граффити?

— С детства рисую. Примерно год назад познакомился с уличным искусством в YouTube. Это меня сильно вдохновило, и я начал тренировать скилл (навык — прим. автора).

— Как обычно проходит процесс написания граффити?

— Если это новый эскиз, то мне нужно настроиться. Включаю музыку, смотрю видео разных граффити-блогеров. Как только понимаю, что я настроен, приступаю к работе.

— Есть ли у тебя какие-то планы на будущее?

— Да, определенно, мне нужно лишь дождаться окончания зимы. Планов и идей много, сохраняю их в заметки, до того, пока не исполню.

— Возможно ли монетизировать увлечение граффити?

— Определенно да. Я думаю так: чем ты популярнее, тем больше шансов монетизировать. Можно делать мерч (продукция с определенной символикой или атрибутикой — прим. автора), стикеры, свои продукты, например, краску, а также вести социальные сети и рекламировать. Также чем больше людей увлекается граффити, тем легче стать узнаваемым. Поэтому стоит заводить хорошее комьюнити заранее, поддержать друг друга и так далее. У нас сообщество еще молодое.

— Для тебя это искусство или отдушина?

— Искусство

— Бывали ли проблемы с законом?

— Нет пока, и хорошо.

— К тебе подходят прохожие, когда ты рисуешь, какая была реакция?

— Особо нет. Я работаю, пока никто не видит. Однажды сделал тэг и уже уходил, как кто-то грозным голосом со спины спросил: «Эй! Что ты тут нарисовал?» Я не обратил внимания и пошел дальше. Он как-то забил на меня, и мы разошлись.

— И последний вопрос, почему ты выбрал себе псевдоним Noir (в переводе с французского «черный» — прим. автора)?

— Потому что жизнь — это нечто больше, чем черно-белый фильм.