Сказочные фигуры из прошлого сберегли в Костанае

Костанаец спасает от времени и XXI века заповедные места города, пишет Qostanay.TV со ссылкой на Костанайские новости.

Владислав (больше о себе ничего не рассказывает) ведет в Instagram канал «Костанай и время». В ноябре он удивил многих снимками и видео неизвестного сказочного городка в районе аэропорта. «Я даже помню запах этих домиков, запах сырого дерева, прохлады», – написал подписчик.

На самом деле это не тот сказочный городок, который стоял в сквере (на месте колеса обозрения). Этот центральный городок сгорел в 90-е. Поджигателей так и не нашли. А возле аэропорта спасся. Наверное, потому, что был на периферии города и о нем мало кто знал.

Тот, который сгорел

Бывший работник архива и настоящий краевед Наталья Здоровец рассказала, что серию из сказочных домиков, героев возвели в Кустанае в 1979 году в честь столетия города. Малые архитектурные формы (современный термин) из дерева готовили на базе Басаманского лесхоза (Аулиекольский район). Но творческим процессом руководил художник, приглашенный из Москвы. К сожалению, его имя потерялось во времени.

Сказочные фигуры также стояли возле магазина «Детский мир» по улице Ленина (сейчас проспект Аль-Фараби). Леший, Емеля, медведь. В самом магазине покупателей встречал Змей Горыныч, у него горели глаза. Сказку поглотило время, как и имя художника. Но…

Емеля

Игорь Мягких, плотник в школе-лицее №1 (работает с начала 90-х), показывает на длинную тощую деревянную фигуру (около трех метров), прислоненную к забору из сетки Рабица. Это тот самый Емеля. Во дворе учебного заведения, кажется, его конечная станция.

– Мы наткнулись на него, наверное, ближе к нулевым. Он просто лежал на обочине у «Детского мира». Жаль стало такое искусство, привезли в школу. Раньше он стоял ближе к фронтальной части здания. Но основание подгнило, и недавно фигура упала. Сейчас пока здесь, на хоздворе.

– Директор вашей школы пошутила: «Стоит Емеля, голову чешет, думает – идти в школу или нет». Надо было его прямо к дверям…

– Дети его красили на летних каникулах, кажется, нравился им. А сейчас не решаемся его поставить – все же дерево старое, а детки ведь и залезть могут. Вдруг упадет. Он тяжелый – килограммов восемьдесят точно. Если только основание надежное придумать.

– Интересно, не рассохлось, не высохло ведь дерево за 40 лет.

– Кажется, это карагач. Крепкое дерево, и работа мастера классная, тщательная. Из цельного ствола сделана фигура, и все это вырезать – работа не на один месяц, думаю…

Голова

Во дворе административного здания аэропорта сквер. А в сквере та самая сказка. Деревянные львы сторожат два домика, фигуру гиганта с усами, с бородой и еще одного старичка. Нос картошкой, борода, один глаз недобро прищурен. Похож на гнома.

Гигант – это скорее большая голова на длинной шее. Может, взгляд художника на «живую голову» А.С. Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила».

Пред ним живая голова.

Огромны очи сном объяты;

Храпит, качая шлем пернатый,

И перья в темной высоте,

Как тени, ходят, развеваясь.

В своей ужасной красоте

Над мрачной степью возвышаясь,

Безмолвием окружена.

У головы оказалась рука, герой будто согнул ее локтем над головой. В этом угадывается схожий почерк с Емелей. Тот заложил ладонь за затылок. Фигура создана из одного рогаткообразного ствола. Кажется, будто эти две толстые ветви и есть руки, на них покоится купол «грибка». Такие ставят над песочницами. В административном здании аэропорта раньше был профилакторий «Авиатор».

Голова не совсем одинока. «И перья в темной высоте», на сосновом теле фигуры видны следы клюва дятла. Вот две дырочки – верно, здесь он ничего не нашел. А вот почти рытвины – здесь птица, наверное, добыла себе обед и продлила тем самым жизнь голове. Но от времени не спасет даже дятел. Основание у фигур подточено, как у Емели. И первым упадет Голова – если ее никто не подхватит, конечно. Пока живая, но станет мертвой.

Подхватил

Кустанайский пруд в сквере славился не только лебедями. Из воды здесь выходили тридцать три богатыря и Дядька-Черномор (вновь Пушкин). Сначала маленький богатырь, потом все выше и выше.

В недавней командировке корреспонденты «КН» встретили двух таких богатырей в Сарыкольском районе, в селе Островном, при въезде на деревообрабатывающее предприятие.

– Сам я не местный, но знаю, что тридцать три богатыря стояли во дворе детского сада в селе. В 90-е и сада не стало, и богатырей растащили, – рассказывает руководитель предприятия Виктор Шека (на снимке). – Как-то мой работник пришел и сказал, что у соседей во дворе два богатыря лежат: «Сейчас они их на дрова попилят». Пошел туда, предложил им дрова вместо богатырей, а они теперь не захотели менять. «Покупай», – говорят. Что делать, купил, было бы пять, и пять купил. Обидно мне – ведь труд человек вложил и душу свою в этих героев. Значит, и он с ними сгорает. Теперь зато достопримечательность – останавливаются люди, фотографируются…

Останется на снимках

Удивительно, но следы деревянного героя Лешего мы нашли в редакции «КН». Вы можете увидеть ретрофото мэтра газеты Анатолия Ермоловича в его кабинете. На него смотрит тот самый леший с мухомором на голове. Попал в редакцию он так же, как и Емеля в первую школу. В 90-е не было места людям, тем более деревянным фигурам. Анатолий Григорьевич с друзьями принес его в редакцию. Лешего уже забрало время.

– Что меня интересует в городе? – спрашивает инкогнито-искатель Владислав. – Советская эстетика, монументализм – мозаика, панно, сграффито, малая форма. И таких мест у нас еще много осталось. Много что исчезает, конечно. Закрывается пластиком либо просто ломается. Я хочу как можно скорее и полнее собрать коллекцию исчезающего и другим показать, конечно. Хотя, повторюсь, многое из того, что я видел и знаю – уже пропало. Пусть останется хотя бы на фотографиях. А может, кто-то посмотрит канал и не разрушит еще целое. Но это не точно.