Почему люди не хотят вакцинироваться. Ответ психолога

Некоторые казахстанцы выступают против вакцинации. Часть из них называет вакцинацию «нарушением конституционных прав», кто-то не верит в прозрачность розыгрыша квартир, машин, скидок на обучение и других призов для тех, кто получил прививку. Психолог Жаннат Аман объяснила, откуда у людей может складываться недоверие к вакцинации от коронавируса, передает Tengrinews.kz.

В июне казахстанцев начали активно призывать на вакцинацию против коронавируса, мотивируя розыгрышами ценных призов.

Власти Нур-Султана объявили о розыгрыше двухкомнатной квартиры среди вакцинированных. В торговых центрах и домах раздавали подарки, разыгрывают iPhone. А казахстанские вузы пообещали скидки вакцинированным студентам. В социальных сетях некоторые писали, что подобные действия вызывают недоверие.

Нет доверия

Как отметила психолог, в обществе в последнее время к прививкам не очень хорошее отношение.

«Почему так происходит? Раньше люди слепо доверяли власти, врачам и науке. Это были авторитетные фигуры. Люди часто проецируют на тех, кто выше по иерархии, фигуру родителя — взрослого, который справляется, поэтому он лучше знает, как нас спасти.

Но если вспомнить, как начиналась ковидная история, — с нелогичных противоречащих действий властей и бессилия врачей. Эта ситуация в целом показала положение в стране. Но самое главное — это вопрос доверия».

Почему люди не хотят прививаться

По словам Жаннат Аман, сопротивление — это естественная реакция на принуждение.

«Пока прививка — это то, что нужно государству, так и будет, но если она нужна самому человеку, то он сам пойдет и сделает безо всяких призов.

На данный момент кто ее на самом деле добровольно сделал? Добровольно сделали те, кто перенесли эту болезнь или видели, как их близкие пострадали от нее, и больше не хотят такого опыта переживать».

Эксперт назвала две причины, по ее мнению, по которым люди не хотят прививаться:

не верят в эффективность прививки и в то, что прививка безопасна. Никто не будет нести ответственность в случае нехороших последствий;
не видят необходимости непосредственно в самой прививке. Много тех, что легко перенес коронавирус или не болел, то есть некоторые не верят в опасность болезни.

Почему люди ожидают подвоха

«Критическое мышление, то есть способность подвергать сомнению, рассматривать вопрос с разных сторон, а не верить по умолчанию — это здоровая и необходимая человеку вещь. Другое дело — излишняя подозрительность, тревожность, то есть заранее предполагать заинтересованность другого в умысле причинить вред, что другой хочет усыпить бдительность чем-то хорошим, чтобы потом сделать плохое. Это опять вопрос доверия. И здесь люди делятся на два лагеря:

  • первые доверяют всем априори, пока человек не подведет;
  • вторые не доверяют никому, пока человек не заслужит доверие.

Первые — это те, кто рос в безопасной среде, среди добрых людей. Или у них не развит навык критического мышления. Вторые — те, кто рос в агрессивной среде. Не знают, что такое безопасность, и им нужно было выживать в трудных обстоятельствах».

Доверие — это оценка рисков. У каждого человека своя система оценки рисков, и зависит от его опыта.

«Если он проживал такой опыт, когда нельзя доверять по умолчанию, когда его использовали в своих целях, причиняли ущерб те, кому он доверился, либо человек не получал просто так ничего хорошего — «бесплатный сыр только в мышеловке» — и не верит в такую возможность, то риски оцениваются как очень высокие, и человек не доверяет.

Так как мы живем в обществе, толерантном к насилию и агрессивно настроенном к жертвам насилия. Плюс нелегкий опыт предыдущих поколений, пострадавших от государственного насилия и ненадежности (коллективизация, раскулачивание, войны, революции, дефолты, девальвации, инфляции, коррупция и тому подобное), мало кто хочет стать жертвой, быть на месте пострадавшего или обманутого.

Поэтому люди не могут доверять и видят во всем подвох. Помните, в детстве говорили: «Будешь много смеяться — будешь много плакать». А если «хорошее» предлагается кем-то ненадежным, то доверие исчерпывается еще больше».

«Проблемы начинаются, когда мы пытаемся переманить других»

«С точки зрения психологии, похоже на то, что наше общество потихоньку начинает взрослеть. Если раньше при Советском Союзе государство было «родителями» для народа — «Что родители скажут, то и делаем». Сейчас похоже на то, что общество похоже на подростков и начинает «свергать авторитеты». Это можно отнести к этапу, когда дети смотрят на родителей не как на божеств, а как на обычных людей. А потом начинают критиковать и видеть недостатки.

Общество всегда делится на две части. Одна часть — приверженцы одной идеи, другая часть — приверженцы другой. Кто-то ест мясо, а кто-то — нет. Это разнообразие мира, мы можем думать все что угодно. Но проблемы начинаются не тогда, когда мы разделяемся, а тогда, когда мы пытаемся переманивать других на нашу сторону. Например, если я против прививки, я решаю ее не делать. Есть люди, которые против прививки и решают, что никто ее не должен делать. И наоборот».