Самозанятым объяснили, как платить 4% с дохода

Самозанятым объяснили, как платить 4% с дохода

Сколько и как должен перечислять самозанятый в рамках СНР? В Комитете госдоходов ответили на эти важные вопросы, пишет Qostanay.TV со ссылкой на LS.

Ставка ИПН для физлиц, работающих в рамках СНР, составляет 0%. Но, несмотря на это, самозанятый обязан уплатить следующие платежи:

  • обязательные пенсионные взносы – 1%;
  • обязательные пенсионные взносы работодателя – 1%;
  • соцотчисления – 1%;
  • взносы на обязательное социальное медстрахование – 1%.

«Таким образом, их совокупный размер составляет 4% от дохода, полученного за отчетный месяц», – пояснили в КГД.

Как платить

Первый вариант – через специальное мобильное приложение. В данном случае самозанятый отражает полученный доход и там же рассчитываются соцплатежи. Впоследствии физлицо самостоятельно их перечисляет не позднее 25 числа следующего месяца после получения дохода.

Второй вариант – через интернет-платформу, где уже оператор выступает налоговым агентом. Здесь он удерживает соответствующие суммы из дохода и перечисляет государству. B комитете добавили, что самозанятому, за которого оператор уже удержал и перечислил деньги, повторно не нужно платить самостоятельно.

В госоргане добавили, что информация поступает в систему налогового администрирования. В частности, «Правительство для граждан» ежедневно передает данные о поступивших и возвращенных соцплатежах. И на этом основании суммы уже отражаются на лицевом счете физлица.

Причины возникновения долга

Например, если физлицо работает через интернет-платформу, то причина может быть в операторе, который несвоевременно удержал или не перечислил соцплатежи.

Кроме того, проблема может возникнуть из-за отсутствия либо несвоевременного поступления сведений о принадлежности физлица к категории, освобожденной от уплаты отдельных соцплатежей. По данным комитета, эти данные поступают из автоматизированной системы Минтруда. Данная информация и используется для корректного расчета.

Еще одна причина – соплатежи поступили, но их принадлежность не установлена. Речь идет о неверном указании ИИН, ошибке в электронном платежном документе, повторной уплате. В КГД заверили, что после установления принадлежности платежа соответствующая сумма отражается в лицевом счете.

При этом в госоргане напомнили, что СНР для самозанятых был введен с этого года. В целом технических сбоев в цифровых системах комитета, которые приводили бы к некорректным исчислениям или отражениям платежей, не было зарегистрировано.

В КГД подчеркнули, что наличие долга на лицевом счете еще не означает автоматически, что самозанятый не выплатил необходимые суммы. Однако, в каждом конкретном случае необходимо разбираться.

Куда обратиться

По данным ведомства, при возникновении спорной задолженности физлицу нужно обратиться в налоговую для проверки расчетов. Для этого необходимо указать ИИН, фискальный период, вид и сумму платежа, имеющиеся подтверждающие документы по уплате. Если самозанятый работает через платформу, то нужно предоставить информацию об удержании и перечислении платежей оператором.

В КГД подчеркнули, что обязанности каждой из сторон разграничены согласно законодательству.

«Оператор платформы как налоговый агент удерживает и перечисляет платежи. Самозанятый исполняет обязанности, установленные непосредственно для него», – говорится в ответе на запрос.

А органы госдоходов ведут лицевые счета и отражают поступившие суммы на основании полученных сведений и платежных документов.

«Поэтому, если возникает расхождение, необходимо установить, на каком этапе и каким участником соответствующая обязанность не была исполнена надлежащим образом. Вопрос об ответственности разрешается с учетом характера конкретного нарушения», – резюмировали в комитете.

Екатерина ЖУРАВЛЕВА