«Слово пацана»: какие подростковые группировки были в Семее
Сериал «Слово пацана» у некоторых казахстанцев вызвал чувство ностальгии, ведь подростковые драки район на район происходили не только в Казани, но и в наших городах. Как это было в Семее, выяснил корреспондент Tengrinews.kz.
«Бегать» в Семее не означало заниматься спортом
Долгое время вопрос «С какого ты края (района – прим.)?» был едва ли не самым популярным среди молодежи в Семее. После него обязательно следовал другой: «Бегаешь?» При этом под словом «бегать» вовсе не подразумевались занятия спортом. «Бегать» или же «потеть за край» означало быть членом подростковой группировки своего района. Собрания группировщиков, на которых они обсуждали насущные вопросы и решали проблемы, назывались сборами. Соответственно, тех, кто их регулярно посещал, также называли «сборовскими».
Территориально края в Семипалатинске, а затем – в Семее, располагались в каждом районе города и носили их названия. Например: Комсомольский поселок, Татарский край, 343-й квартал и так далее. Иногда за краем закреплялось название известного объекта на его территории (к примеру, «Заря» — по названию кинотеатра, существовавшего еще в советские годы, или же «Чайка» — по названию ресторана).
Кроме краев, в Семее позже появились бригады: группировки гораздо меньшей численности, члены которых могли жить и учиться в разных районах, но в случае необходимости — быстро собираться вместе и идти войной на своих обидчиков. Таким образом, в иные годы в городе на Иртыше насчитывалось несколько десятков краев и бригад то враждовавших друг с другом, то устраивавших перемирие.
Как и в сериале «Слово пацана», у каждой группировки существовал свой незамысловатый логотип. Стены подъездов и домов, заборы, сиденья автобусов, а также парты в учебных заведениях тогда были испещрены надписями вроде НВ (непобедимый вокзал – прим.), SVязь, NHL-3 и прочими.
Слоганы краёв
У некоторых краев были целые слоганы, например, «Татарский край – район чудес, зашел за угол – и исчез» или «Где начинается Затон – там кончается закон». У других даже существовал собственный дресс-код. К примеру, группировка Sunset была известна тем, что ее члены одно время ходили в красном.
Когда именно местные подростки начали сколачиваться в стаи и выяснять отношения при помощи кулаков, палок и кирпичей, сказать трудно. Краеведы рассказывают, что драки район на район в Семипалатинске происходили еще в 60-е годы прошлого столетия.
«Тогда тоже были деления на районы. Молодежь дралась край на край, причем довольно жестко: используя штакетники, цепи. У каждого края был свой лидер, чье имя «гремело» на всю округу. Такими «звездами» в нашем городе в те годы были Америка и Марат Бешеный. Последний был кумиром моего отца, который тоже бился за свой край. Когда я родился, мама хотела назвать меня Русланом. Но отец настоял на другом имени», — поведал председатель краеведческого общества «Прииртышье» Марат Сасанов.
В конце 80-х — начале 90-х годов о семипалатинских подростковых группировках заговорили во всеуслышание после крупной драки между «Жоламаном» и «Зарей» возле Дома культуры мясокомбината. В результате потасовки были насмерть забиты трое молодых людей, еще несколько оказались на больничной койке. Местные жители вспоминают, что об этом происшествии тогда писала всесоюзная пресса, а расследовать уголовное дело в город якобы приехали следователи из самой Москвы.
О чём поведал Ильяс
Жестокие разборки между подростками вовсю продолжались и в 90-е годы, и в начале «нулевых». Именно в то время к одному из краев примкнул (или «забежал», как говорили в Семее), наш собеседник. Назовем его Ильясом.
«В моей жизни в то время был трудный период. Я был настроен драться в толпе, причем драться до последнего. «Пусть со мной что-нибудь случится, но не от моих рук. Тогда это будет моя судьба», — тогда я думал так. Я знал о «сборах» в моем районе, знал, где они проходят. Однажды я просто пришел и сказал: «Я буду с вами». В принципе, там никому не говорили «нет». Первые дни меня старались запугать: «Вот, сегодня будешь драться со «старшим». Но ничего такого не было, вышел один на один со сверстником, и все», — рассказал Ильяс.
В группировках была выстроена довольно строгая дисциплина, основанная на круговой поруке. Ее участники делились между собой по годам рождения. Во главе каждого года стоял свой лидер, которого называли «водилой». При этом младшие возраста должны были беспрекословно подчиняться старшим. За каждой провинностью неотвратимо следовало физическое наказание.
«Сборы, как правило, у нас были раз в неделю, по выходным. Накануне «старшие» обычно говорили, сколько человек от каждого года должны на них прийти. К примеру: 87-й год – не меньше 30 человек. Если больше – лучше: все возвращались домой целыми. Если приходило 28 человек или меньше, всех представителей этого возраста выстраивали в одну шеренгу и били. Сначала «старшие» били «водилу» по году, поскольку именно он отвечал за явку. Затем уже «водила» по очереди бил всех остальных», — поделился бывший «сборовской».
Свои понятия
Как и в других городах, у уличных пацанов в Семее были свои «понятия» – неписаный кодекс чести, которого они старались придерживаться. К примеру, нельзя было трогать чужака или даже врага, если он шел с девушкой. Не по «понятиям» было писать заявление в полицию или вообще хоть как-то сотрудничать с органами правопорядка. Нарушившие это правило получали статус «красных» и становились изгоями в уличной среде. Напротив, быть избитым в драке или на «сборах» не считалось чем-то зазорным («получить по шее – не опуститься»), тогда как трусость и малодушие осуждались — за это могли «отшить», то есть выгнать из группировки.
«Вообще, «понятия» – вещь довольно гибкая. Лично мое мнение: они у каждого свои. Например, если встретились два человека, которые захотели решить вопрос по «понятиям», то победит тот, который лучше подвешен на язык. Как правило, такие и становились «водилами», — поделился наблюдением Ильяс.
Вместе с тем в группировках всегда была в почете и физическая сила. Многие края старались затянуть в свои ряды перспективных спортсменов. По понятным причинам особенно ценились боксеры, борцы, рукопашники. Бесстрашных и профессиональных уличных бойцов называли «торпедами»: об их «подвигах» слагались дворовые легенды. Но таких асов все же было мало.
«Многих набирали чисто «для массы». На драку могли прийти и 100 человек, из которых лишь 30 действительно умели драться. Остальные приходили для устрашения. На нашем краю в то время «бегали» почти все. Периодически мы устраивали «комендантский час». Это когда собирался весь край и шел бить чужаков, забредших на наш район. Доставалось и своим — из тех, кто не «бегает». Бывало, что мы собирались и ехали «кошмарить» врагов на их же районе. Однажды нас набился полный автобус. Водитель смекнул, в чем дело, свернул со своего маршрута и отвез нас прямиком во двор УВД», — смеется уроженец Семея.
Это не романтика
Несмотря на проблемы с полицией, скандалы с родителями и несколько сотрясений с переломами, собеседник Tengrinews.kz считает, что этот период в жизни его многому научил. Хотя он далек от того, чтобы его романтизировать.
«В драке, как нигде, было видно, кто есть кто. Можно было обрести настоящих, верных друзей, а можно было и потерять», — отметил он.
По сравнению с прошлыми годами сегодня разборки между «краями» в Семее практически сошли на нет. Хотя иногда все же случаются. К примеру, несколько лет назад полиция задержала около 20 агрессивно настроенных молодых людей. Они ночью шли на драку в сторону поселка Восточный, очевидцы засняли их на видео.