О спорт, ты — «всё»? Как выживает фитнес-индустрия в разгар пандемии

Здоровый образ жизни и спорт идут рука об руку, но в разгар пандемии коронавируса эта сфера оказалась одной из самых пострадавших, пишет Qostanay.TV со ссылкой на Sputnik Казахстан.

С 5 июля в Казахстане вновь ужесточили карантинные меры и запретили работу ряда сфер услуг и отраслей. Среди них – фитнес-индустрия.

По данным Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ) Казахстана, объемы продаж казахстанской фитнес-индустрии в период двухмесячного карантина и запрета на деятельность в марте и мае снизились на 100%. Тогда ассоциация разработала правила посещения тренировочных залов и бассейнов и направила обращение к президенту Касым-Жомарту Токаеву.

Эксперты АОФИ прогнозируют, что восстанавливаться данная сфера услуг будет не менее двух лет.

В июне занятия спортом разрешили при условии соблюдения санитарно-эпидемических требований и ограничений по заполняемости залов. Но даже в этот период продажи абонементов снизились в среднем на 60%, а некоторые небольшие клубы были вынуждены закрыться.

Фитнес-индустрия в докарантинный период

Только в первом квартале 2020 года фитнес-индустрия работала по полной, затем начались убытки. Как рассказал Илияс Исатаев, основатель казахстанской сети фитнес-клубов Invictus, в последние годы в стране начала формироваться культура здорового образа жизни, занятия спортом – важная ее часть.

«Во-первых, в Казахстане все больше и больше людей начинают заниматься фитнесом. Во-вторых, в начале 2020 года было ощущение, что кризис, который идет последние 4-5 лет, был в завершающейся стадии. Ощущалась новая фаза роста в экономике. По крайней мере, у меня было такое ощущение», — рассказал Исатаев.

ЧП в Казахстане: первый карантин

Коронавирус застал фитнес-отрасль врасплох. Небольшие фитнес-центры закрылись, их сотрудники смогли рассчитывать только на соцпособие в 42 500 тенге. Более крупные постарались поддержать персонал материально.

«Такого понятия, как карантин, невозможно было представить ни в одном сценарии. Благодаря хорошему первому кварталу 2020 года у нас были накопления, которые мы хотели отложить на развитие. Но вместо развития мы их стали тратить, чтобы поддержать сотрудников и закрывать убытки. В первый карантин мы выплатили своим сотрудникам материальную помощь в размере 150 000 тенге», — вспоминает Исатаев.

ЧП продлевали, что будет после карантина и какой будет настрой у людей, никто не знал.

«Мы очень боялись, что будет после первого карантина. Весной я ожидал, что, когда клуб откроется, никто не будет ходить, все будут бояться, избегать общественных мест и так далее. То есть то, что мы сейчас видим в Европе. Люди остерегаются общественных мест, стараются соблюдать дистанцию», — отмечает Исатаев.

Но в Казахстане произошла иная ситуация – люди вырвались из карантина и пустились во все тяжкие, чтобы наверстать упущенное.

«К нашему удивлению, все ринулись в общественные места, в рестораны, в том числе и в фитнес-клубы. По продажам у нас все вернулось на предкарантинный уровень. Произошло что называется «V-shaped recovery» в экономике, то есть резкий спад, а потом резкий подъем до прежнего уровня. В июне мы даже открыли новый клуб в Нур-Султане», — поделился Илияс Исатаев.
При этом он отметил, что не все 100% клиентов вернулись.

«В начале июня трафик был в районе 50-60% от уровня начала марта, но к концу июня трафик сократился до уровня 10%», — указал глава сети.

Вместе с тем в начале июня казалось, что все будет хорошо, подчеркнул он. Затем в Казахстане началась вспышка коронавируса.

«Последние 10 дней июня мы видели, что продаж нет. Даже, если бы карантина не было, нам уже выгоднее было не работать, чем работать, потому что мы работали, теряя деньги. И так по всей нашей сети клубов», — констатировал спикер.

Он отметил разницу в том, как отразился карантин на дорогих и бюджетных фитнес-центрах. По его словам, чем премиальнее клуб, тем быстрее было восстановление.

Второй локдаун: без оптимизма

Представители фитнес-индустрии сомневаются, что второй карантин продлится всего две недели.

«Судя по эпидемиологической ситуации, он будет дольше. Но после трех недель снова встанет вопрос: хотим ли мы дальше спасать жизни, или хотим ли мы теперь спасать экономику? Люди, оставшись без дохода, будут требовать: выпустите нас и так далее. Но в этот раз открытие после карантина будет не таким, как первое. Люди будут гораздо более осторожны, они будут избегать общественные места еще долгое время. Конечно, в долгосрочной перспективе решение только за вакциной. Другого решения просто нет», — считает Исатаев.

Убытки: сколько потеряли фитнес-центры

«Убытки отличаются от клубов к клубу, в маленьких клубах они более существенные, если смотреть процент от выручки. Если взять всю систему, убытки составили порядка 30-40 миллионов тенге в месяц. Если недополученную прибыль считать, то это еще больше», — отметил Илияс Исатаев.

Он подчеркнул, что развитие ситуации будет зависеть от того, как управлять убытками.

«Конечно, мы будем работать и с арендодателями, и, к сожалению, не сможем во время второго локдауна оказать материальную помощь своим сотрудникам. Частично мы можем контролировать свои убытки, у нас нет кредита, особенно долларового, это было бы особенно болезненно. Все равно 2020 год для нас — потерянный год», — рассказал Исатаев.

Многие фитнес-залы «замораживали» все клубные карты на период карантина. За неоказанные услуги оплату не брали.

Новый локдаун будет трудным

Руководитель групповых программ Ирина Родичева во время первого карантина перешла на онлайн-тренировки, но вела их бесплатно.

«Я не хотела навариваться на тренировках. Проект создала, чтобы мотивировать себя и людей, чтобы они привыкли к спорту. В Instagram создала закрытый аккаунт и пригласила людей тренироваться вместе со мной. Собралось 55 человек», — рассказала тренер.

Такой подход помогал сохранять оптимизм и держать себя в форме.

«Я сама вставала утром и думала: «Полениться?», Но не могла — у меня же девчонки, они ждут. Кто-то, конечно, отлынивал, но были такие, что все 2,5 месяца ежедневно тренировались. На этой странице я вела прямые эфиры и записывала видео по стретчингу, пилатесу и силовые тренировки. Делала челлендж-планки: мы все стояли в планке, начали с 20 секунд и добавляли по 10 секунд. В итоге дошли за карантин до 4,5 минуты. Три подхода по 4,5 минуты», — делится Родичева.
За первый карантин Ирина даже пришла в лучшую форму, следила за питанием, считала калории — похудела на 6 килограммов.

«Когда разрешили пробежки, начала бегать на улице, когда было нельзя — тренировалась дома. Я живу на 9-м этаже, ходила туда-сюда по лестницам», – добавила она.
После первого карантина на занятия пришли не только старые, но и новые клиенты.

«Радости было много, когда разрешили снова работать. Многие клиенты вернулись, появились новые. Пришли именно те, кто сильно горел желанием: «Только пустите нас в зал, мы будем тренироваться!». Но когда ситуация с коронавирусом ухудшилась, мы это сразу почувствовали. Все стали бояться, сидели дома. У меня были клиенты, которые находились на самоизоляции, потому что они контактировали с заболевшими», — отметила она.

Ирина предполагает, что после второго карантина люди все равно придут на занятия.

Личная финансовая история фитнес-тренера

Если с оптимизмом и мотивацией все оказалось неплохо, то материальное положение работников фитнес-индустрии ухудшилось.

«Коснулось все это финансово меня напрямую. У меня нет кредитов, но есть ипотека. Спасибо, что ее отложили на 3 месяца, но эти 3 месяца закончились сейчас, и нас закрыли на карантин. Мне нужно будет зарабатывать, чтобы погасить ипотеку. Плюс никто не отменял коммунальные услуги, интернет, телефон, еду», — говорит Родичева.

Сейчас приходится жить, используя накопления, отложить планы на отпуск.

«Новый карантин будет более сложным. Нет поддержки от государства, нет продления ипотеки, 42 500 не платят, но на них и не выживешь. У тренеров — спортивное питание. 42 500 — это банка протеина и BCAA (спортивная добавка, аминокислоты – Sputnik). Хотелось бы нормально питаться и не экономить на еде — есть овощи, фрукты, это нужно для здоровья», — перечисляет Ирина.

Казахстанцев отправляют в неоплачиваемые отпуска: имеют ли работодатели право на это

Работники отрасли с надеждой ждут стабилизации ситуации с коронавирусом и возвращения к нормальной деятельности.