«При безусловном базовом доходе людям не придется больше обманывать систему» — Доктор права из Казахстана

«При безусловном базовом доходе людям не придется больше обманывать систему» — Доктор права из Казахстана

Базовый доход может стать той подушкой безопасности, которая будет вдохновлять наших граждан начинать что-то новое, открывать новые предприятия, что в итоге будет стимулировать рост экономики, считает доктор права (PhD), директор Центра исследования прав человека, инклюзии и гражданского общества Евразийского технологического университета Халида Ажигулова, сообщает Qostanay.TV со ссылкой на zakon.kz.

— Халида Канатбековна, в предыдущем интервью мы остановились на плюсах и минусах безусловного базового дохода, вы назвали три плюса. Продолжим дальше?

— Хорошо. В-четвертых, если выплачивать безусловный базовый доход женщинам, занятым только домашним неоплачиваемым трудом, и их детям, то эта мера также поможет бороться против бытового насилия. За время чрезвычайного положения уровень бытового насилия в Казахстане вырос на 25%. Все больше женщин и детей стали подвергаться физическому насилию со стороны более сильных членов семьи.

Ситуация осложняется тем, что часто женщины и дети финансово зависимы от домашнего агрессора, и женщина в итоге остается и терпит насилие, потому что у нее нет никаких доходов, и она боится, что не сможет прокормить детей. А сейчас в период пандемии работу найти весьма сложно.
Выплата базового дохода позволит снизить финансовую зависимость женщины и детей от домашнего агрессора и вовремя уйти, а не терпеть насилие в семье.

В-пятых, наличие базового дохода позволит гражданам инвестировать свое время в самообразование, повышение квалификации и поиск работы по душе, а не хвататься за первую попавшуюся возможность от безысходности.

В-шестых, у базового дохода есть преимущества перед выплатой государственных социальных пособий. В отличие от социальной выплаты из Государственного фонда социального страхования (ГФСС) по случаю потери дохода во время ЧП в размере МЗП 42 500 тенге, при получении базового дохода не нужно будет ничего доказывать, в том числе, что гражданин был трудоустроен, делал отчисления минимум три месяца в ГФСС и так далее. И, главное, не будет привязки к ЧП.

Это особенно актуально для введенного в июле ситуации локдауна, из-за которого многим предпринимателям запрещено осуществлять свою деятельность, но при этом они и их сотрудники не имеют право на 42 500 тенге.

Также есть преимущество базового дохода перед адресной социальной помощью (АСП). При АСП семья должна доказать, что ее ежемесячный среднедушевой доход не превышает черты бедности, установленной в областях, городах республиканского значения, столице. То есть, например, в Нур-Султане черта бедности на третий квартал 2019 года — 25 398 тенге. Соответственно, семья из 4 человек должна была получать не более 101 592 тенге в месяц, чтобы претендовать на АСП. И неважно, что в семье может работать только один взрослый. А если у взрослого зарплата была 105 000 тенге, то семья тут же лишалась право на АСП.

Все помнят, к чему это привело. Люди были вынуждены совершать формальные разводы, лишь бы получать АСП. По этой же причине люди скрывали, если начали бизнес или работали нелегально, чтобы их доходы нигде не высвечивались. Такая ситуация имеет официальный научный термин – “WelfareTrap” или «ловушка соцзащиты», когда человеку становится невыгодно трудоустраиваться, легально работать и искать выход из своего положения, лишь бы пособия не прекращались.

— Вы полагаете, что базовый доход поможет решить эту проблему?

— В этом нет сомнений, так как базовый доход будет выплачиваться независимо от того, найдет ли человеку работу или откроет бизнес в течение года, пока будет выплачиваться эта помощь. Почему? Потому что в текущей нестабильной ситуации не факт, что человек сохранит свою работу или бизнес сразу начнет приносить стабильный доход. Поэтому у человека не должно быть страха начинать что-то новое только потому, что он лишится пусть и минимального, но хотя бы постоянного дохода.

То есть базовый доход может стать той подушкой безопасности, которая, наоборот, будет вдохновлять наших граждан начинать что-то новое, открывать новые предприятия, что в итоге будет стимулировать рост экономики.

В-седьмых, внедрение базового дохода как единой социальной выплаты сократит бюрократические процедуры и штат госслужащих. Благодаря тому, что базовый доход будет выплачиваться БЕЗУСЛОВНО каждому гражданину, который не получал дохода выше прожиточного минимума в предыдущем месяце, сократится потребность в проверке соответствия многочисленным критериям, которые существуют при выплате других соцпособий. Соответственно, сократится потребность в большом штате государственных служащих, которые занимаются этой проверкой для начисления пособий. Оптимизированные средства пойдут на выплату того же базового дохода.

Наконец, еще одним важным плюсом станет тот факт, что бюджетные средства, выделенные на выплату базового дохода, останутся в экономике, а не уйдут в офшоры.

Согласно данным международных экспертов «Global Financial Integrity», более $ 167 млрд были выведены из Казахстана в офшоры всего лишь за 10 лет в течение 2004-2013 годов. А это практически 100% нашего ВВП за 2018 год (согласно данным Всемирного Банка, ВВП Казахстана в 2018 году составил 179 миллиардов долларов США).

По нашим подсчетам, если ежемесячно платить по минимальной заработной плате (42 500 тенге) хотя бы 10% населения РК (1,9 млн человек) в течение 12 месяцев, то понадобится 969 млрд тенге или 2,3 млрд долларов США. Эта сумма равняется примерно 1,3% от ВВП. Можно увеличить количество получателей базового дохода и до 30% населения, и все равно сумма выплат в 4,9% от ВВП будет ниже ежегодных расходов на государственные закупки. Для сравнения, в 2018 году в Казахстане было совершено государственных закупок на общую сумму приблизительно 4,15 трлн тенге, что составило порядка 7,1% от ВВП.

Считаю, что жизнь и благополучие наших сограждан важнее госзакупок. Можно и нужно найти способ оптимизировать расходы на госзакупки. В итоге, благодаря введению ББД деньги налогоплательщиков не уйдут в офшоры, а останутся в экономике, и помогут нашим согражданам в этот сложный период.

— Халида Канатбековна, а откуда будет идти финансирование для базового дохода?

— Финансирование выплат базового дохода будет идти за счет более эффективной борьбы с коррупцией, отмыванием денег и выводом теневого капитала в офшоры, а также за счет сокращения бюрократических процессов, связанных с обработкой и проверкой заявлений и контролем за теми, кто может обмануть систему. При базовом доходе гражданам больше не придется обманывать систему.

Также финансирование будет идти за счет оптимизации расходов на государственный аппарат, сокращения раздутых штатов государственных органов и квазигосударственного сектора; сокращения государственных расходов на нерациональные пышные имиджевые проекты и крупные инфраструктурные проекты, в которых нет острой необходимости.

— Хорошо, а минусы, по-вашему, есть в разрабатываемой концепции?

— Оппоненты безусловного базового дохода чаще всего выдвигают следующие доводы против:

Первое — население будет тратить базовый доход на алкоголь и наркотики. На самом деле исследование Всемирного банка 2014 года показало, что это утверждение абсолютно неверно. Получатели базового дохода тратили базовый доход на удовлетворение своих потребностей, покупку еды или образование.

Второе — население станет более ленивым и не захочет работать. Многочисленные исследования также доказали, что это утверждение неверно. Действительно, в результате получения базового дохода, наблюдается небольшое сокращение рабочей силы, а также количества рабочих часов.

Однако сокращение происходило за счет людей, которые решили получить дополнительное образование, семейных женщин и мужчин, которые стали больше времени уделять детям и пожилым родителям, а также людей, которые, наконец, смогли больше времени уделять занятию творчеством и искусством, которым они не могли заниматься, потому что им приходилось постоянно работать на нелюбимой работе, чтобы оплачивать счета.

То есть, абсолютно неверно утверждать, что люди начнут лениться, если будут получать базовый доход.

Напротив, базовый доход позволяет нам находить время на другие важные занятия, помимо работы, которые также приносят большую пользу нашему обществу: самообразование, забота о детях и пожилых родителях, творческий вклад в искусство и культуру.

Третье — выплата постоянного базового дохода станет большим бременем для нашей экономики, у нас нет так много денег, чтобы платить доход всем, такие выплаты приведут к инфляции.

Как было показано выше, у нашего государства достаточно средств, которые можно высвободить за счет сокращения ненужных и нерациональных государственных расходов, а также за счет более эффективной, а не показушной, борьбы с коррупцией и отмыванием денег.

Также исследования Всемирного Банка показали, что выплаты базового дохода не во всех случаях приводили к росту инфляции, и были другие важные причины инфляции, такие как экономические санкции в Иране. Причинами роста инфляции также могут стать системная коррупция и неэффективное управление экономикой.

С июля 2020 года на базе Союза промышленников и предпринимателей «Ел Тірегі» создана рабочая группа из ученых и экспертов, которые занимаются вопросами внедрения безусловного базового дохода в Казахстане. Мы также установили рабочие контакты с сетью экспертов из Великобритании и стран Европы, которые уже на протяжении нескольких лет занимаются изучением и продвижением универсального базового дохода в своих странах. К этой инициативе могут присоединиться все желающие.

Торгын Нурсеитова