Как костанайский журналист писал сценарии для российских сериалов

Как костанайский журналист писал сценарии для российских сериалов
фото: kstnews.kz

Костанайский журналист Мурат Тюлеев под новый 2008 год получил неожиданное приглашение в кинематограф. Этот поворот жизни привел его в профессию, в которой он проработал несколько лет, пишет Qostanay.TV со ссылкой на Костанайские новости.

Просто детективное начало

В 2007 году Мурат подрабатывал в еженедельной рекламной газете для автомобилистов. Туда автор отправлял детектив собственного сочинения «Правила угона». Каждую неделю выходила одна глава.

– Газета прожила 6 недель, соответственно, вышло 6 глав. Через некоторое время я выложил всю книгу в Интернете. Параллельно в то время интересовался сценарным искусством. Решил попробовать написать сценарий для телесериалов по американскому формату. К примеру, на одном листе А4 должна быть описана ровно одна минута происходящего в кадре, при этом текст имеет определенный размер шрифта и межстрочные интервалы, – рассказывает коллега.

Он переделал книгу «Правила угона» в телеверсию, правда, не полностью. Этот вариант и отправил электронной почтой в десяток телекомпаний СНГ. Осенью 2007 года ему позвонил продюсер кинокомпании Star Media и предложил отправить и другие серии. Мурат почему-то не придал этому особого значения. Продюсер напомнил о себе под новый 2008 год.

– Спросил, как продвигается сценарий. Я был очень удивлен, ответил, что работа идет, вышлю после Нового года, – вспоминает Мурат.

Под нож

Пообещал – надо делать. Он отправил в кинокомпанию 3 серии. Их одобрили, сериал запустили в работу. Но, оказывается, не все то, что нравится продюсеру, вызывает восторг редакторов.

– Я столкнулся с редакторским террором. Если в газете сдаешь материал редактору, он его исправляет и отправляет в печать, то в кино по-другому. Редакторы вносят правки в текст, а потом отправляют его тебе же на доработку – там надо исправить, там сократить, там переписать, потому что герой не может такое сказать и так далее. Приходилось переделывать, возмущаясь в душе.

Потом возникла еще одна проблема: хронометраж текста не совпадал с реально отснятой сценой. В итоге, чтобы уместить всё в 8 серий, пришлось некоторые куски пустить «под нож». Так, в частности, у ряда героев исчезла мотивация отдельных поступков, а количество любовных линий уменьшилось.

Сериал в итоге успешно сняли, автор получил по тем временам приличный гонорар. «Он разлетелся незаметно, и я даже детально не помню на что», – говорит Мурат.

Вне работы

Потом в его жизни была работа над еще двумя сериалами и двумя телефильмами. После них автор решил переключиться на написание книг, а сериалами увлекается сейчас исключительно как зритель.

– Я смотрю американские сериалы, особенно снятые в нулевых – с них началось их победоносное шествие по миру. Получаю удовольствие, глядя на операторскую и актерскую работу. Западные актеры, в отличие от их коллег в российских сериалах, не выглядят так, как будто у них сильное похмелье, – отмечает автор.

Он и сейчас пишет книги, 16 уже выложено на Интернет-ресурс litnet.com. В разработке еще десять. Всего мой коллега собирается издать 100 произведений. Из-за работы в газете на творчество остается не очень много времени, однако Мурат настроен оптимистично и верит в то, что задуманное им осуществится.

В приличных сценариях автор обязан раскрыть мотивацию поступков героя, который должен проходить личностный рост. Такая же понятная мотивация должна быть и у остальных действующих лиц.

Станислав НАМ, фото Сергея МИРОНОВА