Каталог картин Руслана Цечоева увидел свет в Костанае

В «Издательском доме» впервые увидел свет каталог картин костанайского художника Руслана Цечоева. Это третья книга в серии художественных альбомов «Art-Костанай», созданной Стасом Киселевым и Валентиной Захарченко, пишет Qostanay.TV со ссылкой на Костанайские новости.

Вступление

Этим летом будет пять лет, как не стало Руслана Цечоева. Художника, которого знали все, но по-настоящему знали немно­гие. Цечоевские коты с огром­ными выразительными глазами бежали впереди автора, попадая в плен частных коллекций, за­мирая на стенах богатых домов, пропадая неизвестно куда и ста­новясь объектом банального во­ровства. Картины, которые сто­ят сегодня в онлайн-маркетах России и всего мира миллионы рублей и не принесшие худож­нику ничего, кроме славы ще­дрого парня, раздающего свои работы налево и направо.

Словно реализуя постулат «Искусство принадлежит наро­ду», то есть не самому творцу, Цечоев не заботился о матери­альном воплощении своего тру­да, его волновали только две вещи: на чем писать своих котов (впрочем, не только котов, как убедительно продемонстриро­вал каталог) и чем писать. Ког­да заканчивались холсты, в ход шло все: картон, бумага, орга­лит (та же ДВП), а порой и ста­рые работы, которые он не ща­дил в дань новым.

Философия и география

– Убежден, что Цечоев для Костаная имеет такую же значи­мость, как Пиросмани для Тби­лиси, – считает Стас Киселев, автор идеи каталога, собиратель и составитель альбома. По сло­вам Стаса, костанайского Рыца­ря Света роднит с Нико Пирос­мани не только масштаб и фило­софия творчества, но и полная безоружность перед миром, бы­том и тем, что ушлые «импре­сарио от искусства» называют коммерцией. Цечоева обворовы­вали не раз: и за спиной, и гля­дя в глаза, обещая золотые горы и персональные выставки. Сей­час полотна Руслана живут в Ев­ропе и за океаном, на родине их осталось мало. Да что говорить об оригиналах, если даже каче­ственных репродукций цечоев­ских картин не существовало. И вот тогда, невероятно, на помощь пришел страх всех современных художников, потенциальный враг (а в данном случае друг) жи­вого творчества – нейросеть.

730 дней

Материал для каталога Ки­селев собирал два года. 730 дней ежедневной переписки по электронной почте с людь­ми из разных уголков планеты. Телефонные звонки, разговоры в WhatsApp. Кто-то из нынеш­них обладателей цечоевских произведений отзывался сразу, кто-то после долгих уговоров. Но многие работы были только в цифровом виде, когда разре­шение снимка было недопусти­мым для печати, рассыпались пикселями при увеличении, фальшивили с цветопередачей.

– Но мы ведь живем в век тех­нологий, – улыбается Стас. – Ре­шили попробовать призвать на помощь нейросеть. Результат, как говорится, превзошел все ожидания.

В итоге практически все не­важного качества репродукции удалось привести в кондицион­ный вид. Они стали соответст­вовать исходному размеру, на многих даже теперь заметна фактура холста, а главное – со­хранилась цветовая палитра.

Палитра

К слову, одна из особенно­стей, а может быть, главное преимущество полотен Цечоева – умение художника работать с цветом. И со светом. Если у многих депрессивные тона – это черный, синий, коричневый, то у Руслана «Депрессия» – крас­ная, желтая, белая, «Теленок» – массивно-черный, с тлеющей, как печной уголек, шкурой, а фрукт на «Натюрморте с апель­сином» – красный.

– Первоочередной задачей при печати для нас с Валенти­ной Ивановной была точная пе­редача цвета, – рассказывает о процессе Стас. – Часто полигра­фические возможности типогра­фий не позволяют это сделать. Но, к счастью, «Рыцарь цвета» отпечатан на новой японской технике, позволившей предста­вить творчество Руслана Цечое­ва таким, какое оно есть в цвето­вом отношении.

Тираж

Он лимитирован. Практиче­ски весь подарен библиотекам области. Издать каталог помо­гли спонсоры, пожелавшие не афишировать своих имен. Аль­бом получился качественным. Листали каталоги Дрездена, Лувра, Метрополитен-музея, отпечатанные в Европе? На та­ком уровне и «Рыцарь цвета». На данный момент самая пол­ная коллекция картин Цечоева, где не только знаменитые гла­застые коты, но и «Прочие тва­ри», а также «Природа живая и мертвая», «Легенды и мифы», «Портреты» и впервые – циф­ровые опыты художника. Ми­ровые полотна в мировом каче­стве. Сделано в Костанае.

Мурат ТЮЛЕЕВ, фото из архива Константина ВИШНИЧЕНКО