Знаменитый «Тобольский мыслитель» уехал в Национальный музей

Знаменитый «Тобольский мыслитель» уехал в Национальный музей

В Национальный музей из коллекции Костанайского областного историко-краеведческого музея передан знаменитый «Тобольский мыслитель», пишет Qostanay.TV со ссылкой на издание Казахстанская правда.

А история экспоната такова. В 1976 году на правом берегу реки Тобол неподалеку от Костаная было найдено каменное изваяние. Это был сидящий обнаженный человек смотрит на небо. Механизаторы пригородного совхоза «Мичуринский» обнаружили скульп­туру при вспашке земли бульдозером. Бригадир Виктор Елисеев передал ее в костанайский историко-краеведчес­кий музей.

На место обнаружения скульптуры выехали археологи Геннадий Зданович и Анатолий Плешаков. В итоге, учитывая топо­графию местности, отсутствие характерных для культурного слоя находок и найденный поблизости ладьевидный каменный терочник, они пришли к выводу, что здесь был могильник или жертвенный холм.
Находка относится к виду сидящих антро­поморфных скульптур лесостепной Азии и датируется концом III – началом II тыс. до н. э. Она выполнена из серовато-коричневого крупнозернистого камня: по первоначальному определению археологов – гранита. По последую­щему определению старшего геолога объединения «Севказгеология» Юрия Рылова – «песчаника».

Высота изделия 20,2 см, вес – 4 кг, сохранность хорошая. Но зафиксирован ряд мелких сколов и отбито основание правой ноги.

Каменная антропоморфная скульп­тура выполнена в технике пикетажа в сочетании с подшлифовкой. Скульптура изображает сидящего мужчину, его крупная, поданная вперед голова низко посажена на короткую массивную шею. Лицо обращено вверх, крупный высокий нос, тяжелый волевой подбородок, губы плотно сомкнуты. Нижняя челюсть кажется особенно массивной из-за подчеркнутых желваков.

Примечательно, что глазницы занимают почти половину лица и показаны двумя округлыми выемками с выпуклым краем. Кривизна выемок рассчитана таким образом, что при ровном дневном свете возникает иллюзия полузакрытых глаз. Впечатление взгляда создается падающей тенью, но с изменением освещения направление взгляда меняется.

Во всем облике прослеживается нарочитое несоблюдение пропорций, но вся асимметрия очень тонко уравновешена. Например, голова слабо наклонена в одну сторону, а само лицо немного развернуто в другую.

Кроме того, особую роль играет фактура камня. Разносортные зерна породы, в том чис­ле и поблескивающего кварцита, при шлифовке выкрашивались, образуя неровную, тускло мерцающую поверх­ность. В итоге это еще более усиливает иллюзию скрытого движения фигуры. В работе древнего скульптора чувствуются глубокое знание анатомии, мастерское умение обработки камня, а также удивительный профессионализм в стилизации изображения.

Если присмотреться к экспонату, можно заметить, что «мыслитель» держит в руках какой-то овальный предмет с ручкой.

В 2020 году в статье костанайской региональной «Нашей газеты» исследователь торгайских геоглифов Дмитрий Дей предположил, что этот предмет может оказаться бубном. Вероятнр, «Тобольский мыслитель» ждал появления звезд в определенных точках горизонта, на которые указывали геоглифы, обоз­начая начало миграции сайги, и при его помощи подавал сигнал своему племени.

К слову, Национальный банк РК не так давно выпустил коллекционные монеты с «Тобольским мыслителем» (на фото). А год назад вдохновленный искусно выполненной работой костанайский скульптор Егор Кислицын создал ее большую копию и даже нанес на поверх­ность статуи петроглифы.

Добавим, что спустя 10 лет неподалеку от первой находки был найден второй «мыслитель». Однако эта скульптура значительно уступает первой в мастерстве и выглядит как незаконченное творение. А «Тобольский мыслитель» признан национальным достоянием. Он разместился в одном из залов Национального музея, неизменно привлекая внимание его посетителей.