Мунара: Что это за сооружение в степи, удивляющее туристов?

Необычное древнее сооружение удивило туристку в Кызылординской области. Она сняла на фото стоящий посреди степи объект, похожий на башню. Что это за сооружение, когда и для чего оно было построено, попытался разобраться корреспондент Tengritravel.kz.

В группе Facebook «Путешествуем по Казахстану» Надежда Панкратова задала вопрос туристам о сооружении, которое встретилось ей во время путешествия в Кармакшинский район Кызылординской области.

«Ездили отдыхать на природу и попалось нам вот такое сооружение. Говорят, что это мунара. Кто что знает, расскажите, пожалуйста», — написала она.

«Таких башень в районе несколько. В одной такой башне я видела два яруса. Мы даже забирались на второй. Муж думает, что это сигнальные башни. Интересно! Находится эта башня приблизительно в 30-40 километрах на юг от города Байконура», — рассказала автор фото.

В комментариях были озвучены несколько версий — мунара, мавзолей, мазар. Один из туристов ответил, что сооружение похоже на Башню Котибара — возведенный в честь батыра Котибара Басенулы памятник XIX века. А кто-то из пользователей вспомнил фильм «Шал», в котором дед перегонял скот на зимовку во время метели в степи и укрылся в мазаре.

Доктор исторических наук, профессор Серик Ажигали объяснил, что это мунара, башенное сооружение.

«Мунара выделяется как отдельная категория архитектурного сооружения. По форме, не по функции. Вопрос функции этого сооружения сложный. Его до конца не исследовали. Одна из версий — башня фиксировала передвижения огузо-сельчукских племен под давлением кыпчаков. Вторая — сигнальная, на самом верху башни зажигали огонь, а поблизости есть и другие похожие башни.

Делали башни из жженого кирпича или в комбинации с сырцовым. Ранние образцы относятся к X-XI векам и, возможно, связаны с огузской средой. Известны такие башни и в казахской архитектурной традиции XVIII-XIX веков. Распространены в восточном Приаралье, Кызылординской области. Отчасти в низовьях реки Тургай на юго-востоке Актюбинской области», — объяснил профессор.

В Кызылординском областном историко-краеведческом музее нас ознакомили с работой историка Азильхана Тажекеева, руководителя научного центра «Археология и Этнография». В своем труде ученый пишет, что в Кызылординской области таких сооружений немало, и среди самых известных — мунара Бегим-ана и мунара Сараман-Коса. А памятник на фото, что привлек внимание туристов, как и многие другие в области, не имеет названия и не был изучен историками отдельно. Вопросы происхождения и функционирования мунары в целом всегда были предметом изучения археологов, этнографов и историков всего мира.

«Ряд исследователей связывают башни с архитектурой огузского народа. Известный архитектор Е. Байтенов считает огузов основателями названных памятников. В настоящее время известно около 40 башен, датируемых XVIII-XX веками (Жомарт, Сарыбайказган, Косе, Айвал, Серп, Караозек, Еламан, Кызылбас, Наурызбай, Шалбас батыр и другие). Большая часть башен, относящихся к более позднему периоду, расположилась вдоль древних каналов Сырдарьи, Куандарьи и Жанадарьи.

На сегодняшний день среди ученых есть два мнения о назначении этих памятников.

Первое — башни не имеют отношения к надгробным сооружениям или погребениям. Но со временем их окрестности стали некрополями.

Вторая версия поддерживалась известным ученым, архитектором Беком Ибраевым. Она  говорит о том, что местное население связывало башни с обычаем ночлега у святого места. Согласно этой гипотезе мунара — это место, предназначенное для установления связи с духом умершего. Каждая башня получила имя местного святого или божества. К примеру, как пишет Бек Ибраев, рядом с башней Бегим-ана сохранились многочисленные следы «жертвоприношения» (фрагменты ткани, монеты, черепа и рога овец). Считалось, что дух Бегим-ана помогает женщинам, а мужчинам туда ходить запрещено. Исследователь отмечает, что слышал истории, когда люди, пришедшие к этому памятнику, находили лечение от бесплодия, паралича и других заболеваний.

Точка зрения археолога Мухтара Ходжаева также совпадает с этим предположением. Он считает, что мунары строили для души усопшего.

«Однако это не погребение. Мнения этих исследователей подкрепляются отсутствием могильника внутри башни», — говорится в научном анализе «Мунара — ритуальные памятники», написанном совместно с Жетесби Султанжановым, магистром истории, аспирантом Тюбингенского университета в Германии.