За 50 тысяч тенге можно выяснить, какого человек рода

Тесты по генетической генеалогии набирают популярность у жителей Алматы. Такой анализ ДНК позволяет определить происхождение человека – его родовую принадлежность, пишет Qostanay.TV со ссылкой на издание Казахстанская правда.

– Генетические тесты дают возможность ответить на воп­росы своего происхождения, определить общего предка. Их еще называют «путешествием в генеалогию», – рассказала врач-генетик, сотрудник генетической лаборатории TreeGene Мадина Элиасова.

Интересно то, что материнские линии не дают возможности проследить «родовой» путь, поскольку женщины традиционно «рассеи­вались» по территориям, выходя замуж, поэтому в науке общепризнан факт, что такие гап­логруппы примерно одинаково разнесены по миру географически. Мужская же линия дает более точное понимание, откуда родом индивид, и позволяет проследить его происхождение, установить общих предков с другими народами.

Получение своей «ДНК-родословной» сейчас довольно востребованная процедура, в Алматы определить родовую принадлежность можно примерно за 50 тыс. тенге.

Традиционно высокий спрос на установление отцовства по молекулярно-генетической экс­пертизе, чаще она проводится в судебном порядке. Популярны и тесты «на измену», которые поз­воляют обнаружить по образцам биоматериала чужеродную ДНК и таким образом выяснить, насколько верен партнер.

Генетический скрининг

Большое значение приобретают возможности генетического скрининга для установления предрасположенности к тем или иным заболеваниям, вероятнос­ти их развития и передачи по наследству.

– Мы проводим генетические тесты на предрасположенность к таким заболеваниям, как рак молочной железы, яичников, болезнь Альцгеймера и многим другим, – сообщила врач-генетик. – Они зависят от многих факторов. Есть так называемые моногенетические заболевания, скажем, синдром Жильбера, которые устанавливаются при выявлении мутации одного гена. А вот рак молочной и предстательной железы, болезнь Альцгеймера – это многофакторные заболевания. Выявляя пораженные гены, мы не говорим, что человек болен или обязательно заболеет, мы только утверждаем, что есть предрасположенность. Это позволяет учитывать факторы внешней среды, которые могут послужить триггером к развитию недуга, человек будет предупреж­ден и станет более внимательным в повседневной жизни.

Важно обращаться к генетикам, считает специалист, парам, планирующим беременность. В научной лаборатории помогут установить факторы, которые определяют возможные риски рождения ребенка с определенными заболеваниями.

Самый точный метод

Уникальность ДНК позволила широко применять генетические исследования в криминалистике – на сегодня это самый точный метод идентификации личности. Более глубокое проникновение в тайны ДНК дало новые возможнос­ти для развития исторических наук, поскольку помогает точнее определять и характеризовать исторические личности. И совсем свежий пример: достижения генетики во многом позволили справиться с пандемией коронавируса: ПЦР-тест также основан на генетическом анализе.

– Сейчас мы наблюдаем настоящий научный прорыв в нашей области, – утверждает Мадина Элиасова. – Благодаря генетике и биотехнологиям появляется больше понимания, как происходит болезнь. Соответственно, это открывает новые пути для развития медицины и вообще знания о том, что из себя представляет человек.

Открытие ДНК дало толчок для развития многих отраслевых знаний. В благодарность за это мировая общественность отмечает 3 сентября как день открытия уникальности генома человека. В 1984 году британский ученый Алек Джеффрис выявил, что ДНК каждого человека неповторима и единична.

– ДНК называют молекулой жизни. Это цепочка нуклеотидов, можно сказать, биологичес­кая азбука, которой написана вся информация об организме и о том, как она передается от поколения к поколению. Еще в 1953 году американские ученые открыли трехмерную структуру молекулы ДНК, и таким образом был получен ключ к тайне передачи генетической информации. Это дало бурное развитие био­технологии и генетике, в том числе медицинской генетике, – заключила эксперт.