Как на Руси наказывали женщину, родившую мёртвого ребенка
Раньше человека, не имевшего семьи, считали обиженным судьбой. Таких людей на Руси всегда жалели. А вот многодетные супруги были, по мнению наших предков, отмечены Богом. Поэтому неудивительно, что мертворождение связывали с грехами, которые совершили родители. И эти грехи необходимо было искупить, пишет Qostanay.TV со ссылкой на издание Кириллица.
Предназначение женщины
Издревле на Руси материнство считалось главным предназначением женщины. Именно поэтому система всевозможных запретов и, напротив, свобод для беременных женщин, как утверждают авторы издания «Перинатальная психология» Павел Сидоров, Галина Чумакова и Евгения Щукина, была направлена на создание благоприятных условий физического и психологического состояния будущей матери и ребенка. Например, беременные не принимали участия в посевных работах из-за приметы, связанной с плохим урожаем. Таким образом женщины, находившиеся в положении, освобождались от тяжелого труда. Ведь он мог повредить еще не появившимся на свет детям.
Мало того, как отмечают в издании «Традиции русского дома» Татьяна Емельянова и Клара Корепова, все желания беременной женщины должны были исполняться, отказать ей в чем-либо считалось грехом. В любой праздник будущую мать всегда одаривали подарками, в противном случае она могла обидеться и тем самым навлечь беду на себя или ребенка. Вообще женщин в положении принято было окружать вниманием и заботой, оберегать их от всего страшного или уродливого. Ругаться, а уж тем более драться в присутствии беременной было категорически запрещено. На Руси верили в то, что женщина, носящая под сердцем ребенка, отмечена Богом, часто ее сравнивали с Богородицей, матерью Иисуса Христа.
Грехи родителей
Впрочем, и сама беременная женщина должна была соблюдать нравственную чистоту. Об этом пишут в своей «Книге примет» Александр Морок и Ксения Разумовская. Как утверждают Морок и Разумовская, женщине, находившейся в положении, было запрещено ругаться «черными» словами, воровать, обижать животных. Так, считалось, что если будущая мать во время беременности упомянет черта, то впоследствии нечистый заберет у нее младенца, а вместо него положит в колыбель полено. Бытовало и поверье о том, что если беременная пнет курицу, то у ребенка будут бородавки. Если же на месте курицы окажутся свинья или кошка, то у ребенка будет щекотун.
Неудивительно, что рождение больного ребенка, если верить авторам хрестоматии «Дети и медицина» под редакцией Г. Л. Микиртичан и А. З. Лихтшангофа, раньше связывали с грехами, совершенными его родителями. Считалось, что отсутствие детей в семье или нежелание их иметь также обусловлены греховными поступками супругов. Недаром народная мудрость гласила: «У кого детей нет – во грехе живет». Эту пословицу приводит в своей книге «Пословицы о семье» Андрей Соколов. По мнению Соколова, чтобы Бог простил мужу и жене грехи, они брали в семью приемного ребенка. Да и мертворождение на Руси зачастую объясняли теми или иными греховными деяниями родителей.
Наказание за мертворождение
Как указано в сборнике научных трудов «Народы и культуры Сибири: изучение, музеефикация, преподавание», в народе говорили: «Если ребенок родился мертвый – грех на родителях». Поэтому неудивительно, что за рождение мертвого ребенка церковь налагала на мать епитимью. Так утверждает Константин Логинов, автор книги «Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья: обряды, обычаи и конфликты». Более того, по словам Логинова, епитимья ждала и отца младенца, появившегося на свет мертвым. Но только в том случае, если тот занимался рукоприкладством в отношении своей беременной супруги.
Подобные представления в несколько измененном виде существуют до сих пор. Например, в сборнике «Псалтирь, чтомая по усопшим. Каноны и молитвы», изданном в 2005 году в Санкт-Петербурге по благословению Архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия, упоминается о том, что женщина, родившая мертвого младенца, должна задуматься над тем, «не была ли она как-нибудь прямо или косвенно причиною мертворождения». Если в результате таких размышлений окажется, что на совести женщины есть нечто подобное, то ей следует исповедаться своему духовному отцу, спросить совета о том, как загладить вину, и искупить грех добрыми делами.