Игры престолов: Как русские княжны правили европейскими королевствами

Ярославны: княжны и королевы

Первыми из знатных женщин, сыгравших роль в политике Европы, стали дочери Ярослава Мудрого. Они были девицами образованными и знающими языки: их отец «насеял книжными словесы» всех своих детей. Дочь Анну великий князь отдал замуж за короля Франции Генриха I. «В какую варварскую страну ты меня послал, — писала Анна отцу из Парижа. — Здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны». Королева Анна ставила собственную подпись «Регина Анна» на документах государственной важности рядом с крестами и отпечатками пальцев неграмотных европейских королей и чиновников, на латыни переписывалась с папой римским. Когда Генрих в 1060 году скончался, вдова стала регентом при несовершеннолетнем сыне Филиппе. Вскоре она оставила регентство и вышла замуж по любви за отлучённого от католической церкви графа Рауля де Крепи. А когда граф умер, стала помогать сыну Филиппу I править, ставя возле подписи сына свою: «Анна, мать короля Филиппа». О том, какое влияние имела эта женщина на франков, говорит тот факт, что короли Франции веками приносили присягу на её Евангелии, которое называли Реймсским.

На политической арене Европы отличилась третья дочь Ярослава — Анастасия (Агмунда), выданная в 1046 году замуж за короля Венгрии Андраша I. Овдовев, она приняла активное участие в борьбе за власть, пытаясь посадить на трон сына Шоломона, но в борьбе победил сын короля Андраша II Бела, и Анастасии пришлось бежать в Германию, где она стала собирать войска: сестра германского монарха Генриха IV была невестой её сына. От войны Венгрию спас случай: король Бела I умер, упав с рухнувшего трона. Его сыновей Анастасия прогнала из страны и посадила на трон малолетнего Шоломона, став при нём регентом. Она долгое время ловко лавировала между Германией и Польшей, поддерживавшей сыновей Белы, но в конце концов произошёл новый переворот, и Анастасии пришлось бежать в Германию. В Венгрии от русской королевы остались два основанных ею монастыря — в Вишеграде и Тормове.

В государственных делах Польши активно участвовала сестра Ярослава, Мария Добронега, отданная замуж за польского короля Казимира. Она участвовала в конфликте Польши с Венгрией, принимала сыновей Белы I в изгнании и стала матерью польского короля Болислава. В общем, русский котёл в Европе кипел вовсю уже в XI веке.

Внучки Ярослава мудрого: отстаивали права и спасли Киев

На Руси в политическую жизнь страны вскоре стали активно вмешиваться внучки Ярослава Мудрого. Например, княжна Анна Всеволодовна самостоятельно отрядила посольство в Византию, чтобы ромеи прислали на Русь митрополита. Причём присланный митрополит Иоанн её не устроил: он оказался «не книжен, но умом прост и просторен». Сама Анна вписала в историю Руси своё имя, основав Андреевский монастырь в Киеве.

Ещё одна внучка Ярослава, Евпраксия Всеволодовна, отметилась в громком европейском скандале. Отданная замуж за саксонского маркграфа Генриха Штаденского, она быстро овдовела и дала согласие на брак с овдовевшим свёкром — императором Генрихом IV, которому не по нраву пришлась самостоятельность жены. Он принуждал Евпраксию к разврату, а чтобы она не реализовала свои политические амбиции, заточил её в подвале. Русская княжна терпеть издевательства не стала. Она бежала из подвалов императора и обратилась к папе римскому, во всеуслышание рассказав об издевательствах над нею. Папа отлучил Генриха от церкви и дал Евпраксии развод.

В 1097 году мать Евпраксии, княгиня Анна, супруга князя Всеволода Ярославича, сохранила от разграбления Киев. Когда к городу подступили войска Владимира Мономаха и его братьев, княгиня пришла в стан осаждающих и сумела пристыдить Мономаха. Она призвала князей «блюсти земли русские», сражаться лишь с врагами отечества и сумела тронуть сердца противников. Мономах не стал брать Киев.

Мономахини: врачевательницы и правительницы

Свою дочь Евфимию Великий князь Владимир Мономах отдал за венгерского короля Коломана, а внучку Добродею Мстиславну — за племянника византийского императора Алексея Комнина. При восхождении мужа на трон Добродея получила имя Зоя. Зоя вошла в историю Византии как «колдунья»: она умела лечить травами и составила трактат «Алимма», в котором обобщила «врачебные хитрости» того времени. Главы трактата содержали знания о гигиене и психологии человека, о педиатрии, о гигиене брака и беременности, а также рассуждения о правильном питании и лечебном массаже. Отдельные главы были посвящены дерматологии и внутренним болезням.

Внучка Мономаха Мальмфрида Мстиславна была отдана замуж за норвежского короля, Ингеборга — за короля бодричей, а Ефросинья стала королевой Венгрии. Будучи женой короля Гезы II, она способствовала поддержке связей Венгрии и Руси, помогала войсками брату Изяславу, когда тот затеял войну с Ольговичами. Овдовев, Ефросинья взяла бразды правления в свои руки. Защищая интересы несовершеннолетнего сына Иштвана III, она фактически встала на путь политического объединения Венгрии. Однако Ефросинью переиграл другой её сын — Бела III. Он заручился поддержкой Византии, совершил переворот, и королеве пришлось бежать в Австрию. Впоследствии, чтобы усмирить амбиции матери, Бела сослал её в Византию, там Ефросинью постригли в монахини.

Женский город Полоцк

Но это всё дела европейские. Быть может, на Руси женщины вели себя тише воды ниже травы? Нет. Начиная с XI века княжеские дети получали одинаковое образование независимо от пола. Русские княгини, княжны и монахини организовывали частные школы, где учили девочек чтению и письму, языкам, математике, философии, врачеванию, астрономии и риторике. Известно, что многие знатные женщины на Руси сами переписывали книги и составляли собственные библиотеки, которые передавались из поколения в поколение по женской линии.

А в середине XII века на Руси появился город Полоцк, которым правили женщины. Изначально женское правление было вынужденным. Как пишет историк Наталья Пушкарёва в книге «Женщины Древней Руси», в результате междоусобных войн была выбита вся мужская линия полоцких князей, а тех, кто остался, сослали «в греки». Вот тогда-то на политическую арену Полоцка и вышли представительницы прекрасного пола. Наступила «эра полоцкого матриархата». Десятилетиями городом правили женщины из семейства князя Святослава Всеславича и жена некоего князя Михаила.

Археологи выяснили, что личные печати на документах ставила сначала княгиня Софья, жена князя Святослава (Георгия) Всеволодовича. Затем её заменила дочь Предслава. Любопытный факт: в 12 лет Предславу пытались выдать замуж, но девочка тайно приняла постриг под именем Евфросиния. Это не помешало ей править городом: княжна сохранила за собой всю полноту светской власти. Её личная печать и сейчас является единственной монастырской женской печатью, которая стоит на документах Древней Руси.

Предслава

В городе Предслава развернула широкую просветительскую деятельность: она сама переписывала книги, открыла при полоцком Софийском соборе учильню для девочек. На собственные деньги построила два храма и основала два монастыря — женский и мужской, в которых работали переписные, ювелирные и иконописные мастерские, находились учильни и богадельни. Благодаря Предславе-Евфросинии в монашество обратились её сестры Гордислава и Звенислава, а также две племянницы — Ольга и Кирьяна. Сама Предслава умерла в Иерусалиме в 1167 году, куда поехала в паломничество.

Однако на Руси правили не только полоцкие княжны. Русские женщины активно вмешивались в политику мужей, принимали участие в конфликтах. Жена Андрея Боголюбского Улита Кучковна принимала участие в заговоре против мужа. В 1180 году князь Святослав Всеволодович из Чернигова по совету жены начал войну со смоленским князем Давыдом.

Вдова галицко-волынского князя Романа Мстиславича Анна сумела встать во главе княжества и возвысить его, обретя поддержку бояр. Её власть признавали не только русские князья, но и Венгрия, и Польша. Даже после переворота княгиня не прекратила борьбу и ещё 40 лет добивалась того, чтобы Галиция и Волынь отошли её сыновьям. В конце концов ей удалось добиться возвращения волынских земель, возведения на галицкий престол её сына Данилы, а затем и вернуть семье города Тихомль, Перемышль и Владимир-Волынский.

Иго: погибали и писали летописи

Во времена монгольского нашествия княжны и княгини в полной мере разделили судьбы отцов и мужей. Чтобы не попасть «поганым» в руки, они либо кончали жизнь самоубийством, либо удалялись в монастыри, где писали летописи и составляли жития погибших любимых мужчин. Например, описание жизни князя Василько Константиновича было составлено его женой Марией.

Во времена ига прославилась ярославская княгиня Ксения. Схоронив мужа Василия, она взошла на престол, не пустив на него зятя — можайского князя Фёдора Ростиславича, а когда тот вернулся из Орды, заперла перед ним ворота города и заявила, что уже передала власть его сыну, своему внуку Михаилу. Бедняге ничего не оставалось, как возвратиться в Орду и жениться на ханской дочке, влюблённой в него. Вернуть себе власть Фёдор смог только после смерти Ксении: ярославцы не обращали никакого внимания на ханские угрозы.

Даже на Куликовом поле и то присутствовали две княгини — Феодора Пужбольская и Дарья Андреевна, дочь стародубского князя Андрея Фёдоровича. Обе княжны пошли сражаться, переодевшись в мужское платье. Известно, что Дарья пошла на битву вслед за возлюбленным. Он погиб в сече, а её, израненную, вывезли с поля боя слуги отца.