«Первая Тургайская»: Как Ибрагим Алтынсарин первую народную школу в Тургае открыл

В январе 1864 года 22-летний Ибрагим (Ибрай) Алтынсарин по поручению Оренбургского областного правления открыл первую народную школу в городе Тургае, носившем тогда название Оренбургского укрепления, пишет Qostanay.TV со ссылкой на Костанайские новости.

Подвижническая идея

«8 января совершилось давно ожидаемое мною открытие школы, и поступили в нее 14 киргизских мальчиков, мальчиков славных, мыслящих. К крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких-нибудь трех месяцев выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще и на их нравственность», – писал тогда Ибрай.

История сохранила имена этих первых учеников: Курганбек и Абдибек Беремжановы, Коныр-Кулжа Букеев, Нургали Абдулфеизов, Нурмухамед Токин, Бикабыл Ташпенев, Накаши Серкебаев, Ержан Талтанов, Баймухамед Салкынбаев, Ярмухамед Джангожин, Омар Бектимисов, Ибрагим Ташенев, Кылышбай Суюнов.

– Мы привыкли говорить, что Ибрай Алтынсарин – первый Учитель, открыл школу, и все тогда было легко и радужно, – говорит доцент кафедры истории Казахстана КРУ им.

А. Байтурсынова, кандидат исторических наук Айбек Шалгимбеков. – Однако на самом деле Алтынсарин столкнулся поначалу с непониманием со стороны земляков и отсутствием энтузиазма у местных властей. Не было ничего – ни средств, ни учебников, ни даже школьного помещения. Со стороны Ибрая это был настоящий подвиг: ездить по аулам, разъяснять, искать спонсорскую помощь. Даже того самого поручения областного правления он добился сам. Это была его идея, его замысел.

Зажиточные казахи на первых порах не хотели отдавать своих детей учиться. Они видели в образовании отрыв от корней, боялись, что дети забудут традиции отцов, культуру. Но именно благодаря поддержке некоторых состоятельных степняков, мысливших прогрессивно, школа состоялась, а их дети и стали первыми учениками.

1864 год. Первая школа в Тургае

Он горел одной мечтой

Отца Ибрай потерял в раннем возрасте. Его воспитанием полностью занимался дед Балгожа Джанбурчин. Для своего времени Балгожа был весьма образованным человеком. Когда при Пограничной комиссии в Оренбурге заработала первая специальная школа по подготовке писарей и толмачей, дед отправил внука учиться. И он окончил школу с золотой медалью, освоив русский, арабский, татарский и персидский языки.

По окончании учебного заведения работал переводчиком сначала у своего деда, затем в Оренбургском областном правлении. Ибрая не интересовала карьера, хотя он уже был тогда в чине зауряд-хорунжего (так именовались лица из казачьего сословия в Русской армии, исполняющие во время службы обязанности соответствующих казачьих офицеров – хорунжих, но не имеющие права на производство в воинские чины. – Прим. ред.). Горел одним желанием: посвятить жизнь просвещению своего народа.

– Открыв первую школу в Тургае, он не остановился на достигнутом, – говорит Айбек Шалгимбеков, чей прадед Ержан Талтанов был в числе первых выпускников школы Алтынсарина. – Ибрай не раз возвращался в Оренбург, чтобы убедить власти в необходимости открытия школы в каждом ауле. Далее – в каждом уезде, в каждой волости. Таким образом Алтынсарину удалось создать целую систему школ. А после начать и профессиональную подготовку не только для юношей, но и для девушек.

Женские училища интернатского типа стараниями Учителя были открыты в Тургае, Кустанае, Карабутаке и в Актюбинске. В этих училищах к концу века обучались 211 девушек, из них 70 казашек и 140 дочерей русских переселенцев.

– Когда говорят, что Ибрай Алтынсарин открывал только казахские школы, это немного неверно, – уточняет Айбек Батырханович. – Учредив целую сеть школ для местного населения, он не делал различия между людьми разных национальностей. Можно без преувеличения сказать, что когда большевики после революции бросили клич о всеобуче, им не пришлось начинать с нуля. Основа образовательной системы в Казахстане уже имела довольно крепкий фундамент.

Ибрай Алтынсарин среди учеников Ремесленного училища

Каждый новый шаг

Еще в 1858 году, во время работы в Оренбурге, Ибрай познакомился с выдающимся востоковедом и миссионером Николаем Ивановичем Ильминским. Он долгое время занимался образованием среди татарского народа, самостоятельно изучил многие восточные языки. Создал собственный алфавит для миссионерских целей. Несмотря на близкие взгляды о необходимости всеобщего просвещения, Алтынсарин отрицал колонизаторские взгляды Ильминского.

С другой стороны, старался избегать и влияния мусульманского духовенства, так как, по его мнению, в школах должно преобладать светское образование. Искусно находя баланс между колонизаторской политикой царских властей и давлением со стороны мулл, Ибрай шел к своей, четко намеченной цели: сделать казахский народ просвещенным, а следовательно, свободным.

– Он понимал, что только образование способно в конечном итоге по-настоящему освободить разум, – считает Айбек Шалгимбеков. – Сегодня многие неверно истолковывают значение Ибрая, считая его сторонником имперской политики царской России. Но следует понимать, что многие образованные казахи того времени, в том числе практически все деятели партии «Алаш», прошли обучение в алтынсаринских школах, в том числе и Ахмет Байтурсынов, Газымбек и Ахмет Беремжановы – сыновья того самого Курганбека Беремжанова, которого мы видим в списке первых учеников Тургайской школы.

Но влияние школьной системы Алтынсарина распространилось еще дальше.

Выпускники школ Ибрая шли в университеты, а после в народ, возвращались в родную степь, становились врачами, учителями и служащими. Эти люди, в отличие от аульных аксакалов XIX века, уже прекрасно понимали, что детей надо обязательно отдавать учиться, поощрять их стремление продолжать образование.

После революции на базе алтынсаринских школ стали создавать советские трудовые школы и так называемые школы коммунаров, главной целью которых, помимо идеологического воспитания, было все-таки образование. Отсюда уже пошла новая казахстанская интеллигенция. Новая власть была вынуждена признать огромную заслугу Алтынсарина в деле просвещения. Без той базы, которую он создал, всеобщее обучение в степи затянулось бы на десятилетия.

Плоды кипучей деятельности Учителя мы ощущаем и сегодня. Многие казахстанские академики, профессора, кандидаты наук – это правнуки тех людей, которые когда-то впервые переступили порог алтынсаринской школы, еще не осознавая, что каждый их новый шаг приближает светлое будущее.

Мурат ТЮЛЕЕВ, фото с сайта e-history.kz